Теоретические аспекты подготовки к ЕГЭ
Раздел предполагается в качестве обсуждающего тематику, важную именно для ЕГЭ, но не вошедшую в основные материалы сайта.
Обратите внимание на то, что вопросы могут менять свой номер в разные годы, но тема все равно останется (надеюсь). Материал выводится по спецификации 2019 года.
Продолжительность экзамена составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Из них предполагается 90 минут на часть 1 (23 вопроса) и 145 минут на часть 2 (4 вопроса).
Порог успешности (минимальный балл) составляет 44 балла (2021 г.), для получения которых надо набрать 6 (пока нет шкалы!) первичных баллов из 29 (в 2021 г. – 30). Больше только для обществознания, которое информатика почти догнала. (Приказ Минобрнауки России от 25.08.2020 N 1113.)
Ранее было 40 баллов (6 первичных баллов из 35).
См. также: выбор языка программирования для ЕГЭ
Микроисторический экскурс
Экзамен по информатике и ИКТ впервые проведен в 2007 году. За годы, прошедшие с этого момента, он трансформировался несколько раз, при сохранении общей тенденции к усложнению. В 2016 году произошло радикальное изменение: убрана тестовая часть. Несмотря на это, при изложении и в примерах здесь сохранено то, что относилось к выбору правильного ответа. Фактически, теперь вопрос состоит из решения без подсказки, либо с каким-нибудь дополнением от предыдущих версий.
Единственной задачей экзамена стало не выяснение знаний выпускников, а получение определенного распределения оценок, когда: 1) определенная часть получает неудовлетворительные оценки, чтобы отбить желание сдать «простой» (по мотивам ОГЭ) экзамен; 2) большинство должно сдать экзамен выше порога успешности, но ненамного; 3) баллы выше 85 (примерно) должны получить немногие и неслучайно. Да и их вполне можно завалить...
Наступил 2020 год. Проект демонстрационной версии экзамена предполагает ЕГЭ в компьютерной форме.
Тематика
Полноценно (хотя как сказать) тематика вопросов, которые включены в ЕГЭ, определяется спецификацией (см. в демо-версиях). Здесь же выведены наиболее общие направления, встречающие обязательно или сразу в нескольких вопросах (в алфавитном порядке). В скобках указано количество вопросов по теме и их номера.
- 2020 год!
- Алгебра логики (3: 2, 18, 23)
- Алгоритмика, исполнители (3: 6, 14, 22)
- Кодирование информации (1: 5)
- Количество информации/данных, скорость передачи (3: 9, 10, 13)
- Моделирование (2: 3, 15, 26)
- Программирование (8: 8, 11, 19, 20, 21, 24, 25, 27)
- Сети, Интернет-поиск (2: 12, 17)
- Системы счисления (2: 1, 16)
- Технологии баз данных/файловый поиск (1: 4)
- Электронные таблицы (1: 7)
Вопросы
Важное замечание! КИМ, выдаваемый на экзамене, принадлежит вам, а не государству или организаторам. В связи с этим, делать на нем любые записи вы имеете полное право, а они, скорее всего, понадобятся, так как могут сэкономить время на переписывание или перерисовывание. |
Изложение (раскладка) вопросов на данный момент соответствует экзамену 2020 года, если в начале не указан 2021!
- 2021-1 Б. Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)
- 2021-2 Б. Умение строить таблицы истинности и логические схемы
- 2021-3 Б. Знание о технологии хранения, поиска и сортировки информации в реляционных базах данных
- 2021-4 Б. Умение кодировать и декодировать информацию
- 2021-5 Алг Б. Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд
- 2021-6 prg Б. Знание основных конструкций языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания
- 2021-7 Б. Умение определять объём памяти, необходимый для хранения графической и звуковой информации
- 2021-8 Б. Знание о методах измерения количества информации
- 2021-9 ПК НОВОЕ Б. Умение обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах
- 2021-10 ПК НОВОЕ Б. Информационный поиск средствами операционной системы или текстового процессора
- 2021-11 П. Умение подсчитывать информационный объем сообщения
- 2021-12 Алг П. Умение анализировать результат исполнения алгоритма
- 2021-13 П. Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)
- 2021-14 П. Знание позиционных систем счисления
- 2021-15 П. Знание основных понятий и законов математической логики
- 2021-16 prg П. Вычисление рекуррентных выражений
- 2021-17 prg П. Умение создавать собственные программы (20–40 строк) для обработки целочисленной информации
- 2021-18 ПК НОВОЕ П. Умение обрабатывать вещественные выражения в электронных таблицах
- 19 П. Умение анализировать алгоритм логической игры
- 20 П. Умение найти выигрышную стратегию игры
- 2021-21 П. Умение построить дерево игры по заданному алгоритму и найти выигрышную стратегию
- 2021-22 prg П. Умение анализировать алгоритм, содержащий ветвление и цикл
- 23 П. Умение анализировать результат исполнения алгоритма
- 24 ПК В. Умение создавать собственные программы (10–20 строк) для обработки символьной информации
- 25 В. Умение создавать собственные программы (10–20 строк) для обработки целочисленной информации
- 26 ПК В. Умение обрабатывать целочисленную информацию с использованием сортировки
- 27 ПК В. Умение создавать собственные программы (20–40 строк) для анализа числовых последовательностей
- prg П. Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.)
- prg П. Умение анализировать программу, использующую процедуры и функции
- Алг П. Умение анализировать результат исполнения алгоритма
- prg П. Умение прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки
- prg В. Умение создавать собственные программы (30–50 строк) для решения задач средней сложности
Вопросы, выброшенные их экзамена:
1. Б. Знание о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера
12. Б. Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети
17. П. Умение осуществлять поиск информации в сети Интернет
23. В. Умение строить и преобразовывать логические выражения
Некоторые перспективы
ЕГЭ в компьютерной форме (К-ЕГЭ, КЕГЭ или ЕГЭК).