Подготовка презентаций

Содержание

Введение
Эстетика слайдов и презентации в целом
Фон слайдов, гамма цветов
«Украшательства»
Шрифт, кегль
Выравнивание текста
Списки
Переносы в текстах
Нумерация слайдов
Подготовка с точки зрения показа
Подготовка иллюстраций
Формат слайдов
Цветопередача проекционной техники
Анимация
   Появление слайдов
   Появление текста
   Анимация объектов
   Анимированные картинки
Титульный слайд
Заключительный слайд
Демонстрация слайдов
Варианты подключения
Режим докладчика (лектора)
   Лекторские заметки
Использование таймера
Показ с ассистентом
Типовые ошибки
Ошибки технического характера
Ошибки анимации
Ошибки дизайна
Ошибки содержимого
Нестандартный способ использования PowerPoint
Нетрадиционные приложения
Обобщение
Просмотр презентаций без программы PowerPoint
Список литературы

См. также Microsoft PowerPoint

Введение

Данный раздел очень глубоко стыкует несколько серьезных тем.

Огромное количество литературы мало кому помогло, да и мало в чём. Разве что в появлении непрошибаемой наглой самоуверенности и мастерской способности хвалиться созданными образцами уродства. Грубо, жестко, но речь идет про 90–95% всего материала. Основу литературы составляют «комиксы», устремление сформировать в читателе самоуверенность и почти божественное чувство способности манипулирования не очень умной аудиторией. Своего рода условно бесплатные коучи в данной сфере. Издания, обсуждающие наглядность, сформированы с помощью бесконечных текстов с вкраплениями смешных картинок и преимущественно состоящие из догм и мантр. Одним словом — книги для тупиц, не очень предрасположенных к использованию ума и труду.

Если говорить честно, то я должен признать, что мне импонирует идея манипулирования аудиторией с помощью презентации, но не с точки зрения обмана. Хотя в итоге речь пойдет и об этом.

Желания стать непререкаемым авторитетом по теме у меня нет. Зато присутствует сложно преодолимая потребность показать на те ошибки, которые раздражают всех, кто хочет думать, и найденные мной способы помощи аудитории в восприятии материала.

Я отчетливо понимаю, что «чувство прекрасного» отличается как у авторов, так и у людей, составляющих аудиторию. То есть «рецепты» могут работать исключительно для ограниченного круга, но не для всех. Только это не отрицает «скучных» базовых принципов, описание которых ушло в сугубо профессиональную сферу дизайна.

Вместе с тем, способность видеть спекуляцию и манипулирование также нужна для любого здравомыслящего человека.

Короче говоря, цель представляемого (подготавливаемого) материала — максимально помочь тем, кто хочет, чтобы его презентации были доходчивыми, информативными, аккуратными и помогали докладчику завладеть вниманием аудитории. Очевидно, что последний тезис теснейшим образом переплетается с искусством говорения, но речь идет лишь о соответствующей поддержке.

Естественно, данная работа относится к разряду творческих, что и определяет тезис «я — художник...». Но именно этот, безусловно объективный, подход определяет невозможность формулирования как «рецептов», так и «классификаций» презентаций. Все посвященные этому работы являются лишь попыткой анализа существующего положения, во многом «высосаны из пальца», относятся к попытке искусственного повышения собственной значимости.

В качестве приложения для подготовки презентаций будет обсуждаться исключительно Microsoft PowerPoint (2016/2019), как определенный сегодняшний стандарт в данной области.

Чуть позднее предполагается описание подготовки презентаций в других, неспециализированных приложениях и форматах. (Устно будет кратко обсуждено на занятии.)

Ниже пока только некоторые тезисы, которые в основном и будут постепенно раскрываться, не судите разорванность. Многое ещё скрыто, пусть и готово. Мне нужно время на осмысление.

Неприятная новость для оптимистов: в большинстве случаев сбор данных для презентации проходит безболезненно только во время выполнения тех действий, которые она должна отразить. Более того, обдумывание того, как это представить на слайде, зачастую оказывает значительное изменение всех планов и действий. То есть: проводим исследование и сразу готовимся демонстрировать его ход и результаты.

Никто не отрицает важность умения создать презентацию за пару часов (заметьте, не за 30 минут). Однако, такая спешка всегда сопряжена с «халтурой».

Первой задачей при подготовке презентации должно быть формулирование целей и, возможно, задач.

Эстетика слайдов и презентации в целом

То, что касается данной тематики и обычно выражается словом «красивенько», в раздел не попадет никаким образом. Творческая составляющая этой части остается прерогативой составителей.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


....

Прежде чем переходить непосредственно к рассмотрению презентаций, настоятельно рекомендую помнить на каждом этапе об устройствах их показа.

Фон слайдов, гамма цветов

В Интернете присутствует огромное количество шаблонов с реализацией разнообразных цветовых схем. Увы, большинство из них может быть отнесено лишь к разряду крикливых заявлений своего творческого начала. Мы же обсуждаем исключительно стиль деловой и/или научной презентации, где подобный подход категорически неприемлем.

Для обозначения пределов приведем две полярных ситуации. Начнем с вывода черного текста на белом фоне.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Обратная ситуация (инверсия), когда используются светлые буквы на темном фоне. До белым по черному обычно никто не доходит, но желтый по темно-коричневому можно встретить достаточно часто.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Не стоит делать фон в виде картинки, если вы хотите, чтобы текст вашей презентации читался комфортно. Попутно отметим, что большинство шаблонов содержит это «украшательство», значительно снижая информационную емкость слайда.

При использовании градиентных заливок следует соблюдать умеренность, особенно когда на слайдах много текстовой информации.

«Украшательства»

Присутствие подобных элементов в деловой презентации не должно отрицаться, но при полноценном понимании их противоречивости.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Попытайтесь найти компромисс, который устроит всех.

Шрифт, кегль

Одна из мантр, догматично и бездумно продвигаемая в литературе. «Надо сделать так-то и так-то, а всё остальное — неправильно!»

Позволю себе привести один пример из практики. Конкурс всероссийского уровня, опыт подготовки к которому привел к созданию презентации с шрифтом 26-го кегля, оказавшегося чуть избыточно крупным. Претензия председателя комиссии: «Надо тщательнее готовить презентации, кегль текста должен быть не менее 24 пунктов, а у вас нечитаемо». Заметьте, что там же демонстрировались презентации с вдвое меньшим размером символов, разглядеть который было невозможно с трех метров. No comments!


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Рассмотрим высоту строчных букв (в пикселах) при отображении презентации на экране Full HD 24". Высоту, так как она стабильна в отличие от ширины, а строчных букв из-за того, что они меньше прописных и, соответственно, хуже читаются (имеют меньший угловой размер).
КегльВысотаКегльВысота
892223
9102324
10112426
11122526
12132627
13142729
14152829
15162932
16173032
17183133
18193234
19203335
20213436
21223536

Закономерно, что на любом экране будет сохранено число точек, но изменятся фактические линейные и угловые размеры. Таким образом мы получили абсолютную зацепку

Дополнительно отметим, что линейный размер точки составил 0,2767 мм (0,7844 пункта). Это автоматически предполагает, что 4 точки дают ~3 пункта (3,14). Самое точное округленное значение получится для 14 точек (10,98 пункта), а более точные расчеты практически невозможны. Отсюда вытекает вывод: ни один кегль стандартного размера не может быть выведен точно.

Условный промежуточный вывод без детальной аргументации. Точно будут легко читаться символы, размер (кегль) которых больше 20 пунктов.

Заодно можно взглянуть, как на самом деле отображаются символы черного цвета на белом экране при увеличении в 8 раз.

....

Угловые размеры объектов при просмотре презентации полностью подчиняются правилам геометрии в совокупности с принципами оптической физики. Последние оценить достаточно сложно, так как задаются, например, малопредсказуемыми отражающими свойствами экрана.

....

Выделения текстовых частей также не следует оставлять без внимания.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


....

Выравнивание текста

Первично речь должна вестись о выравнивании заголовков и текстовых блоков. Именно они составляют домини­рующую часть всех символьных элементов на слайде.

Для подавляющего большинства случаев следует оставлять выравнивание влево. Но давайте разберем особенности отдельных элементов. Для ряда ситуаций при этом не следует менять оформление, заданное в шаблоне.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Обычный текст изначально должен характеризоваться небольшим объемом, не превышающим 3–5 строк. Презента­ция не предполагает объемное чтение с экрана.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Списки (перечни) чаще всего представлены пунктами в 1–2 строки. Для одной строки проблема отсутствует.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Подписи в первую очередь ассоциируются с рисунками, где играют большую роль для пояснения значений. Абсолютное большинство случаев характеризуется размещением в одну строку, гораздо реже — в две.

Кегль по умолчанию для этих надписей составляет 18 пунктов, что недостаточно для многих текстовых ситуаций, но может оказаться вполне приемлемо для рисунка.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Текст в таблицах принципиально ничем не отличается от ситуации подготовки обычных документов. Правила выравнивания остаются теми же. Отмечу, что «убогость» табличных возможностей в PowerPoint относительна: сделать можно почти всё, что позволяет Word. Просто это требует немного больше усилий.

Нюансы кроются в невозможности нормальной вставки рисунков в ячейки. Их приходится размещать «поверх» и выравнивать, руководствуясь эстетикой.

Списки

Очень большая доля слайдов либо состоит из списков, либо содержит их. По поводу их выравнивания сказано выше.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


После любого из этих действий изменятся параметры абзаца и все строки будут выровнены по левому краю текстового блока.

....

Переносы в текстах

Одна из типовых ситуаций, когда получаются «неряшливые» слайды.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Основной текст слайдов также не следует оставлять без внимания. Более того, за счет его мизерного объема, требования переносов должны выполняться еще жестче, чем в Word.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


....

Нумерация слайдов

Наличие номеров в презентации для выступления в большинстве случаев обязательно, так как она предназначена для адресного формулирования вопросов слушателями. Таким образом, если что-то требует дополнительного пояснения, любой человек в аудитории может попросить пояснить то, что показано на слайде №... Это не просто возможность, возникшая из традиции.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Подготовка с точки зрения показа (вывода)

Вся подготовка упирается в устройство вывода, а универсальный вариант невозможен, так как существуют принципиальные технические отличия. Строго говоря, существуют три основных способа вывода презентаций.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


В обсуждаемом контексте подразумевается исключительно аудиторный показ презентации с использованием второго экрана (проектор, телевизор, стеновая панель и т.п.). Вариантов всего два, но они определяют принципиально различающиеся способы проведения презентации.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Подробнее см. в разделе Подключение проектора.

Подготовка иллюстраций

Вряд ли у кого-то вызывает сомнение важность графического материала для придания выразительности слайдам. При этом нарушение всех мыслимых и немыслимых правил и логических основ является нормой.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Подробнее см. в разделе Графика.

Формат слайдов

Договоримся сразу, переделка слайда из одного формата в другой возможна, но это работа не на пару минут, а на час или существено больше. В связи с этим, выбор этой характеристики однозначно относится к тематике первостепенной важности.

С другой стороны, представить себе ситуацию, что автору безразлично, как будет выглядеть его работа, мне сложно. Тем более, работа, основанная на некоторой «показушности». Представить сложно, но я все равно никогда не видел другого отношения. Один раз — скандал, что изображение не на весь экран. (Демонстрировать должен был руководитель, готовил — подчиненный.)

Итак, существует всего три формата, использование которых оправдано с точки зрения существующих проекторов и мониторов. Разберем их с точки зрения работы в PowerPoint и демонстрации через проектор.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


....

Цветопередача проекционной техники

Буквально несколько обобщающих слов.

  1. Микрозеркальный (DLP) проектор, безусловно, становится доминирующим вариантом на рынке (69%). Но он обычно значительно искажает цвета, делая многие из них существенно менее насыщенными, чаще — более темными. Такое изменение может потребовать корректировки речи докладчика, так как зрители могут его не понять
  2. Жидкокристаллический (LCD) проектор прекрасно передает цвет, немного смягчая. Однако, большинство инсталляций сделано со значительным занижением светового потока. Срок реальной яркости лампы не превышает 1,5–2 тысячи часов, после чего восприятие становится практически невозможным.
  3. Жидкокристаллический экран (телевизор) обладает максимальными преимуществами по цветопередаче, световому потоку и сроку службы, но пригоден лишь для сравнительно небольшого помещения. Цена больших экранов огромна, но все равно их размер недостаточен.

....

Анимация

Под анимацией в контексте презентации следует понимать визуальные эффекты появления на экране слайдов и отдельных объектов на них. Примечательно, что по умолчанию никаких эффектов не предусмотрено.

В PowerPoint концепция несколько иная. Анимация относится только к объектам, а появление (смена) слайдов вынесено в отдельную категорию.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Появление слайдов

Если к данной возможности не обращаться вообще, то никто этого не заметит: сменился слайд и сменился.

Однако скорость этой смены может оказаться не совсем комфортной. Следует использовать не агрессивные переходы слайдов, что намного смягчает восприятие и не раздражает никогда.

Желательно также придерживаться единой концепции вывода, а не пытаться демонстрировать возможности программы. Возможным исключением может стать большая презентация с явно выделяемыми разделами. Вывод первого слайда раздела можно сделать не только отличающимся, но и гораздо более выраженным. Неоспоримым достоинством такого подхода будет привлечение аудитории и бóльшая законченность предыдущей мысли.

Автоматический переход от слайда к слайду также относится к одной из настроек анимации.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Появление текста

Вывод текста слайда не целиком, а по мере изложения, — один из наиболее часто используемых приемов, что совсем не случайно.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Анимация объектов

Во многих случаях совсем без эффектов анимации обойтись нельзя. В качестве примера возьмем сложный слайд, описывающий процесс. Появление всего содержания сразу отвлечет зрителей от выступающего и мысль может затеряться. Вывод отдельных частей по команде лектора и по мере рассказа сделает объяснение максимально доступным.

Важно, что все современные программы позволяют реализовать сборку крайне сложных рисунков из графических примитивов, за счет появления, исчезновения и движения которых может быть получен поистине выдающийся зрительный эффект. Хотя не стоит забывать и о значительных трудозатратах при подготовке таких движущихся иллюстраций. Равно как и на изначальную необходимость разделения целого на множество элементов.

Другой пример (крайне примитивный), когда в процессе описания нужно привлечь внимание зрителей к конкретному элементу. Проще всего добиться этого не указанием на него указкой, а именно анимацией: изменением размера (пульсацией) или вращением. Само собой, это относится к уже выведенным объектам. Отсутствующие будут обозначаться самим фактом своего появления, но это также относится к процессу анимирования.

....

Анимированные картинки

На одном из курсов повышения квалификации мне пришлось столкнуться с гениальной находкой лектора, размещавшего на каждом втором слайде анимированный GIF-файл. Большинство слайдов присутствовало на экране от 5 до 20 минут, а анимация не несла даже нулевой информации и не вызывала никаких эмоций, кроме бешенства. Читать весьма обильное текстовое наполнение было крайне трудно.

Хочется порекомендовать никогда не включать подобных иллюстраций в презентацию. Естественно, это относится именно к бессмысленности. В качестве нужного анимированного рисунка можно привести любой процесс, требующий наглядности, как то: работа двигателя внутреннего сгорания или движение частиц в среде. Важной предпосылкой становится невозможность создания такой объектной анимации в рамках программы подготовки презентаций. Хотя бы по причинам трудоемкости.

Для такой ситуации крайне важным становится ограничение времени вывода, то есть вся(!) демонстрация слайда должна быть основана на объяснениях процесса, показанного на рисунке.

Титульный слайд

Так как данный элемент присутствует практически в каждой презентации и «встречают по одёжке», следует оговорить некоторые его особенности.

Что он должен или может содержать? Сразу оговорюсь, что для многих ситуаций некоторые элементы окажутся избыточными, и их оценка ложится на автора.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Заключительный слайд

Не могу обойти его вниманием, так как за годы работы в школе накопилось определенное раздражение к надписи «Спасибо за внимание». Складывается ощущение, что это сигнал для пробуждения заснувших слушателей, подменяющий черный экран, сообщающий об исчерпании слайдов.

Что видится разумным для альтернативного содержания?


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Демонстрация слайдов

Презентация однозначно готовится не «в стол», а для показа...

Принципиально антагонистическая установка: все, что готовится для просмотра исключительно на экране компьютера, надо готовить в формате 16:9 и весь дизайн оценивать только по тому, что видите вы! Другие рас­суждения приведены ниже.

Дополнительно. В презентации для демонстрации с использованием дистанционных технологий, ни в коем случае нельзя приближать наполнение к верхней и нижней границам слайда!

....

Варианты подключения

Ключевой момент, определяющий всю работу с первого шага. И реализовывать его в последний момент категорически недопустимо.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Что следует выяснять о возможностях демонстрации, если вам эта информация всё же доступна?


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Подключение собственного ноутбука доступно далеко не всегда, что определяется заботой организатора о собственном оборудовании. Если такую возможность вам всё же предоставят, то также нужно заранее определиться с возможными проблемами.

Тем более, если такое подключение абсолютно необходимо. Например, для демонстрации работы программы или реализации ограниченного сетевого доступа.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


....

Режим докладчика (лектора)

Несколько сотен попыток внедрения использования этого режима породили довольно противоречивые чувства. Подавляющее большинство пользователей, а это в основном педагоги, категорически неспособны работать с двумя экранами. Именно по этой причине я не хочу никого ни в чем убеждать. Включая незаменимость этого режима при работе с серьезными материалами и, с позволения сказать, для профессионального показа презентации.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Лекторские заметки

Практика взаимодействия с обучающимися показала, что идеология заметок не очень хорошо воспринимается на слух. То, что там создается, точно не поможет во время реального выступления.

В связи с этим я приведу базовые тезисы о том, как это должно выглядеть.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Использование таймера

Речь идет о точном задании интервала для анимации, как для объектов, так и для смены слайдов.

Когда это оправдано? Главный вариант, безусловно, случай запуска презентации на автоматический показ, возможно, с автоматическим повтором. Своего рода слайд шоу. Никаких претензий, кроме возможно слишком краткой демонстрации того, что нужно прочесть, здесь быть не должно.

Другим вариантом может стать демонстрация динамического процесса, то есть реальная анимация. Запуск обычно будет результатом действия выступающего, а потом осуществляется последовательность шагов нужной длительности и с определенными задержками.

Убедительно хочется отговорить от попыток подготовки посекундно выверенной речи, под темп и содержание которой адаптирован вывод слайдов. Это, конечно, очень круто, но допустимо лишь для фантастической ситуации с фиксированной длительностью: не меньше и не больше.

Показ с ассистентом

Безусловной нормой следует считать, когда презентацией управляет докладчик. Но весьма распространена ситуация организации показа (точка подключения) не с трибуны, а из другого места.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Типовые ошибки

Ошибок, систематически совершаемых при подготовке как отдельных слайдов и их элементов, так и презентаций в целом, крайне много. Самое печальное в этом то, что многие из них совершаются не по незнанию, а являются предметом особой гордости авторов.

Выявление, описание, систематизация и, особенно, аргументация ошибок — достаточно неприятная, сложная и нудная работа, но здесь она будет ориентирована на выделение особенно мешающих восприятию слайдов. Чтобы сформировался достаточно разумный перечень, потребуется немало времени. Безусловно, сюда войдет многое из того, что будет обсуждаться на занятиях.

Ко всем пунктам будет(!) прилагаться комментарий или ссылка на обсуждение.

Ошибки технического характера

Сюда вносится все, что не делается в первую очередь из-за отсутствия навыков технического характера, своего рода «хитрости».


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Ошибки анимации

Сам по себе факт использования агрессивных способов анимации почти всегда является ошибкой. Единственным вариантом, одобряемым лично мной, будет осмысленное стремление внести оживление. Но это приемлемо далеко не всегда.

Появление новых объектов на слайде всегда поможет докладчику обеспечить восприятие слушателей конкретных данных, избегая рассеивания внимания. Но оно должно быть четким и последовательным. Все должны понимать, где ожидается появление новой порции информации. Само событие, соответственно, не должно вызывать раздражения, в первую очередь — невозможностью «считывания» из-за несуразных задержек варианта проявления.

Ошибки дизайна


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Ошибки содержимого слайда(ов)


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Нестандартный способ использования PowerPoint

Программы для подготовки презентационных материалов никогда не использовались исключительно по прямому назначению.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Нетрадиционные приложения

Речь пойдет о том, что презентацию можно подготовить не только в специализированной программе, что имеет как свои достоинства, так и недостатки. Точно также может быть реализована «на лету» необходимость иллюстрации спонтанно появившейся темы или вопроса, который не был подготовлен заранее.

Естественно, речь не идет о демонстрации работы программных приложений, когда необходим показ всего окна.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Обобщение

При подготовке к публичному выступлению с использованием презентаций крайне желательно заблаговременно выяснить ряд вопросов.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель. 7. Организатор информатизации в ОО.


Просмотр презентаций без программы PowerPoint

В некоторых случаях можно столкнуться с презентациями, не открывающимися в программе. Для них может потребоваться отдельный модуль (Для файлов версии до 2003), который можно скачать отсюда:
Программа для просмотра презентаций PowerPoint 2003 (WinRar)

Программа распаковывается в отдельную папку, туда же переписывается файл презентации. Для удобства работы нужно вставить имя файла презентации в файл playlist.txt. Для запуска просмотра служит файл play.bat.

Альтернативный способ для продвинутых пользователей: ввести в командную строку pptview.exe Имя_Файла_Презентации.ppt.

Список литературы

  1. Bradbury, Andrew (Andrew J.) Successful presentation skills/Andrew Bradbury. Kogan Page: London and Philadelphia, 3rd ed., 2007, 160 p.
  2. Stephen Few. Show Me the Numbers/Designing Tables & Graphs to Enlighten, 2005, 128 p.
  3. Елизаветина Т. М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу. М: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003, 240 с.
  4. Peery, Angela B., Creating effective presentations: staff development with impact. Rowman & Littlefield Education: Lanham • New York • Toronto • Plymouth, UK, 2011, 111 p.
  5. Alexei Kapterev. Presentation Secrets: Do What You Never Thought Possible with Your Presentations. Indianapolis: John Wiley & Sons, 2011, 306nbsp;p.
  6. Nancy Duarte. Slide:ology. The art and science of creating great presentations. Beijing • Cambridge • Farnham • Köln • Sebastopol • Taipei • Tokyo: O’Reilly, 2008, 297 p.
  7. Garr Reynolds. Presentationzen. Simple ideas on presentation design and delivery. New Readers. 2008, 236 p.
  8. Andrew V. Abela. Advanced presentations by design. Creating Communication That Drives Action. Pfeiffer. San Francisco: A Wiley Imprint, 2008, 220 p.
  9. Davis, Martha. Scientific papers and presentations, 2nd ed., San Diego-San Francisco-New York-Boston-London-Sydney-Tokyo: Academic Press 2005, 377 p.
  10. Где взять контент для презентации бесплатно?.
  11. Желязны Д. Бизнес-презентация: Руководство по подготовке и проведению / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2004, 144 с.

Copyright © 1993–2024 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.