«Все» о проекторах

Отдельная тема проекторов в разделе аппаратного обеспечения не является лишней, несмотря на то, что эти устройства можно рассматривать в качестве специфической разновидности мониторов. Дело в том, что они приобретают все большее распространение как в школах, так и в вузах при почти полном отсутствии нормативной и пользовательской информации. Упоминание нормативов в СанПиН 2.4.2.2821-10 будет обсуждено отдельно.

Крайне важно изначально заметить, что, в отличие от остальных устройств, проектор воздействует на зрение не излучаемым, а отраженным от поверхности экрана светом. Таким образом, технология существенно ближе к естественному восприятию.

Введение

Экономия средств у нас в стране достигла невиданных высот, а проекторов «подешевле» в продаже появилось более чем достаточно. Недобросовестность и непрофессионализм продавцов, помноженные на некомпетентность и недобросовестность «закупальщиков» рождают настолько уродливые конструкции, что педагоги ими не хотят пользоваться, а учащиеся ничего не могут разглядеть, убивая свое зрение. Хочется, чтобы это изменилось, а без понимания причин, следствий и их связи, а также того, во что это обойдется, дело не может сдвинуться с мертвой точки.

Вряд ли быстро получится разделить материал для ленивых и любознательных, но такая попытка будет предпринята. Только большинство вопросов решить без погружения не удастся. Желание многих администраторов избавиться от проблем без их понимания — удел убогих, а энтузиасты смогут получить достаточный набор аргументов для отстаивания правильной позиции.

Все зависит от всего, выбирая систему проецирования мы должны одновременно думать о работе каждого элемента и его изменение будет влиять на все остальные части, меняя диапазоны их возможных значений. Наша задача — разобрать эту систему во всем ее многообразии, применительно к образовательным, научным и, наверно, базовым бизнес-целям.

Вопрос по традиции разделяется на обсуждение офисного и домашнего (читай — кинотеатрального) использования. Казалось бы, нас интересует только первый случай, но это было бы в корне неверно. Как в школе, так и в вузе достаточно широко применяется показ учебных фильмов. Кроме того, есть проблема оснащения сравнительно больших помещений, таких, как актовые и лекционные залы. Мы попытаемся обсудить все эти вопросы, по крайней мере, коснуться наиболее злободневных аспектов.

Итак, обрисуем круг задач, для решения которых может использоваться проектор.

  1. Просмотр презентаций — безусловно, наиболее важный и распространенный вариант для большинства предметов и педагогов.
  2. Показ видеофильмов не является прерогативой домашнего применения. Можно вспомнить те же повсеместно расставляемые телевизоры или кинопроекторы, обычно размещавшиеся в одном из классов и предназначенные для просмотра учебных фильмов. Для некоторых предметов, таких как биология, география, история, литература, показ видеосюжетов в учебном процессе нельзя заменить ничем. Многие производственные процессы доступны для непосредственного участия обучающихся крайне ограниченно, как из-за их редкости, так и по соображениям безопасности.
  3. Работа с интерактивной доской постепенно начинает насильственно вторгаться в школы. В данном случае важна не абсурдность многочасовой подготовки 10-минутной демонстрации, а размер и светоотражающие характеристики доски, явно неблагоприятные для работы.
  4. Документ-камера — пожалуй, самое незаслуженно редко используемое в образовании устройство, по сути заменившее кодоскоп (overhead projector), значительно расширив его возможности.
  5. Чтение. Конечно, обычно, тексты должны быть подготовлены специально, но другие возможности этого подхода используются достаточно редко. В качестве побочного примера можно привести сканирование страницы с последующей демонстрацией всей аудитории. Во многих случаях, тиражирование для каждого ученика совершенно нерационально или просто невозможно. Это может быть задача (пример, упражнение) для обсуждения или результат чьего-либо ее решения.

Источники сигнала

В их перечень войдет все, что может выдать видеосигнал и может быть подключено к кабелю. Однако, имеет смысл выделить то, с чем приходится сталкиваться в реальных обстоятельствах.

  1. Персональный компьютер.
  2. Документ-камера.
  3. Внешние устройства: цифровой микроскоп, видеокамера и т.п.
  4. DVD- или BlueRay-проигрыватель, видеомагнитофон.

Подключение проектора к источнику сигнала

См. также Монтаж — детали

Изначально статья писалась с единственной целью: обобщить и систематизировать возможности и ограничения различных интерфейсов, чтобы упростить выбор с точки зрения перспектив использования и ограничения вероятности ошибки. Однако выяснилось, что полноценная и достоверная информация отсутствует.

Раздел подключения неслучайно вынесен отдельно, так как порождает множество проблем. Оно одновременно зависит от нескольких факторов:

С чисто прикладной точки зрения, на начало 2020 года мы имеем два основных интерфейса: VGA (D-sub) и HDMI.

- Ограничения по длине кабеля, разрешению, пропускной способности

- Переходники

- Разветвление видеосигнала

-

Более подробно информация обсуждается в теме подключения монитора.

Подходы к классификации

Современные подходы к классификации проекторов достаточно условны и это, во многих случаях, является препятствием при выборе техники. Вместе с тем, достаточно очевидно, что круг задач определяется в первую очередь разрешением. За счет этого критерия сразу решается вопрос соотношения сторон, уровня детализации и, косвенно, целого ряда других технических характеристик.

Первичным фактором разделения надо брать отношение сторон, достаточно жестко указывающий на назначение: показ презентаций и просмотр фильмов.

Виды проекторов

DLP LCD Lcos

Осуществление монтажа


Продолжительность просмотра регламентирована, но...

Яркость

Важнейшая характеристика проектора, ставшая достаточно спекулятивной, благодаря тому, что является весомым аргументом в пользу покупки офисного проектора. Многие производители стали мошенничать с методиками измерения яркости для повышения этих цифр.

Специалисты предлагают не реагировать однозначно на значения яркости, приводимые производителями, а проверять их, умножив мощность лампы на 10. Полученное значение примерно характеризует реальный показатель. То есть, если установлена лампа на 180 Вт, то заявленная яркость в 2300 лм не будет достигнута никогда. Это — мошенничество.

Требования к проекционной технике

Речь идет о нормировании и это печальная тема.

Стандартизующим документом является ГОСТ Р 53623-2009 Информационные технологии (ИТ). Информационно-вычислительные системы. Комплекты вычислительной техники (компьютерные классы) для общеобразовательных учреждений. Характеристики качества. Технические требования (обязательное приложение А, таблица А5).

Подготовка презентационных материалов

В данном случае речь пойдет не о работе с программой для подготовки презентаций, а об особенностях оформления, связанных с устройством вывода.

Первичным тестом должно быть соответствие отношения сторон слайдов соответствующей характеристике проектора.

Тестирование проектора

По хорошему, первичное тестирование нужно производить до приобретения, чтобы однозначно понять, как устройство справится со своими задачами. Большинство людей, с которыми мне приходилось обсуждать качество отображения, четко делятся на две полярных категории. Первая (доминирующая) не думает в принципе, их всегда устраивает новый проектор, как бы он не работал. Нытье начинается через несколько дней или недель. Вторая принципиально не хочет понимать вопросы технологии и стоимости техники, желая получить неимоверное качество почти задаром. Точно также они не рассматривают и задачи разной направленности, как то просмотр фильмов и показ презентаций.

Ниже приводятся ссылки на авторские презентации, рассчитанные на просмотр и оценку проекционного отображения, а также их описания.

  1. ....

См. также Сравнение с телевизором.


Copyright © 1993–2024 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.