Документ-камеры

Документ-камеры являются одним из важнейших технических средств обучения (ТСО), но информация о них почти полностью отсутствует.

Теоретически их можно характеризовать, как цифровые считыватели кодоскопа (оверхед-проектора). (Это для тех, кто еще сталкивался с ними.)

Исторически, запуск документ-камер в серийное производство начался 1989 году.

Суть или назначение. У вас есть текст или изображение на бумажном носителе, которое вы хотите продемонстрировать аудитории. Лист или книга кладется под документ-камеру. Последняя представляет собой нечто вроде веб-камеры (оптика и считывающая матрица). Она сканирует изображение и полученный кадр передается на компьютер или прямо на проекционное устройство.

Другим вариантом будет запись лектором всего необходимого прямо во время занятия, что заменяет записи на доске и значительно помогает в составлении конспекта. Подготовка бумажных иллюстраций здесь также не требует особых затрат. Особенно для демонстрации пришедшей мысли, имеющейся, например, в книге.

Аналогично вместо листа может использоваться некий трехмерный объект, то есть его можно продемонстрировать, покрутить, произвести какие-либо другие действия, отображающиеся на большом экране. Процесс ограничивается только глубиной резкости камеры.

Принципиальным выводом является максимальная оперативность показа. Между появившейся идеей и ее демонстрацией могут пройти секунды. Любой опытный педагог прекрасно поймет, о чем идет речь и оценит возможность по достоинству.

Ниже приведено несколько примеров камер, предназначенных исключительно для формирования представления.

Впервые столкнувшись с потребностью в документ-камере, я обнаружил крайне низкий уровень предложений (информационный и технический) при заоблачных ценах, сопоставимых со стоимостью проектора. Разрешение большинства устройств соответствовало стандартному проекторному — XGA, 1024*768 точек. То есть можно было осуществлять проекцию сомнительного качества с бумаги, и все. Частота кадров находилась на уровне 8–15 кадров в секунду, что создавало ощутимый дискомфорт для зрителей. Но отсутствие финансирования автоматически устранило все проблемы.

На следующем этапе (2019 г.) появилась конкретная задача покупки, когда стоимость не играла столь существенной роли. Обнаружилось, что рублевая ценовая политика практически не изменилась при существенном техническом росте.

Однако, осуществить выбор оказалось практически невозможно, так как ни у производителей, ни у продавцов не существует фильтров. Технические характеристики, если они есть вообще, приводятся буквально одной бессистемной строкой либо своего рода «кашей», не давая никакого представления об устройствах, не позволяя их сравнивать. Приятное исключение (пусть и крайне ограниченное) обнаружилось только на сайте компании NERA.

Попытка сведения данных в таблицы вылилась в несколько десятков часов работы. Вряд ли это может себе позволить рядовой покупатель. На «профессионализм» продавцов, простите, я не рассчитываю в принципе.

Технические характеристики документ-камер

Поскольку данный класс устройств давно перерос свою первичную задачу, понимание того, что и как можно использовать и за что платить не стоит, приобретает особую остроту.

Начнем со способов применения с небольшими комментариями.

Комментарии во многих случаях отсутствуют или незначительны, так как очевидно: если документ-камера не содержит такой функции, вы вообще не сможете этого сделать.

Принципы работы

Примитивизм суждения о том, что это просто специализированная камера, ужасает, так как это было справедливо лет 20 назад. Но именно отсюда мы и начнем, основываясь на использовании бумажного носителя.

Итак, имеется устройство на (обычно) подвижном штативе, по умолчанию направленное вниз. Оптическая система позволяет передать на расположенную внутри светочувствительную матрицу изображение с некоего ограниченного пространства, называемого область захвата.

Светочувствительность матрицы не безгранична, поэтому лист должен быть хорошо освещен. Для этого большинство камер имеет светодиодные источники света. Избыток света также будет неизбежно «ослеплять» камеру, но это создаст дискомфорт и для людей, в связи с чем стандартных светозащитных мероприятий вполне достаточно.

Область захвата подчиняется законам физики. Если камеру поднять выше (штатными возможностями камеры или подручными средствами), то область увеличится. Немного сложнее с ее уменьшением. Можно приблизить головку с объективом, а можно воспользоваться оптическим увеличением. Последнее есть только у 15% камер. Цифровое увеличение обсуждается здесь.

Разъемы

Разъемов может быть много, описываются они по разному, но крайне важно выделить те, которые позволяют передать сигнал от камеры на отображение.

...

Увеличение

Увеличение потребуется в случае необходимости показа меньшего фрагмента.

Что происходит при оптическом увеличении? Оптическая система сдвигает линзы и на матрицу попадает свет с меньшей области отображаемого объекта. Меньшей — это важно, так как количество света также уменьшится пропорционально площади. Но сейчас важнее то, что цифровая копия по-прежнему формируется всей матрицей, то есть, разрешение не снижается. Когда же ресурс оптической системы будет исчерпан, дальнейшее увеличение может быть достигнуто только цифровым способом.

При цифровом увеличении полноэкранная картинка формируется только за счет фрагмента матрицы. Это не создает абсолютно никаких проблем до того момента, как будет достигнуто разрешение вывода. Если до этого происходило отбрасывание части информации, то дальнейшее увеличение будет создавать «фантазийные точки».

Это было в примитивном виде с точки зрения увеличения, но тема разрешения намного более емкая.

Разрешения

Я абсолютно уверен, что чехарда в 100% случаев описаний не позволит никому понять, как это работает. Поэтому обсудим теорию.

Какое разрешение лучше? Вопрос не является попыткой привлечения внимания. На него есть достаточно конкретный ответ. И он, как всегда, зависит от того, что вы хотите получить.


Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистри­рован­ным пользователям!


Здесь, однако, уместно напомнить, что разрешение худших сканеров начинается с 600 dpi.

Размер букв оригинала

Очевидное, но никогда не учитываемое обстоятельство. Если задуматься, то напрашивается аналогия с подготовкой презентационных материалов (тоже систематически производимая без ментальной подоплеки). Результирующий размер символов на экране должен быть таким, чтобы его комфортно воспринимали зрители во всей аудитории. При правильно подобранном размере экрана можно говорить о минимуме в 14 пунктов.

Для используемых оригиналов значение составит от 8 пунктов во многих книгах, 10–12 — для учебников и 13–14 — при оформлении «под пишущую машинку».

Несложно догадаться, что для первого примера потребуется оптическое увеличение в 1,75 раза, которое должно присутствовать в документ-камере.

Основные производители

Ссылки

  1. Рекомендации по выбору от Classic Solution
  2. 160 способов использования документ-камеры. Забавно.

Copyright © 1993–2024 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.