Исполнители алгоритмов
См. также КуМир.
Так или иначе, все исполнители, обсуждаемые в школе, используют различные элементы и конструкции школьного алгоритмического языка (ШАЯ).
На этой странице разобраны общие для всех Исполнителей моменты.
Система команд исполнителя, СКИ
Для записи команд в общем виде используются следующие условные обозначения:
- в угловых скобках — <обязательная информация, которая должна быть введена пользователем или программой>;
- в квадратных скобках — [необязательные параметры];
- через (|) — вводится одно из нескольких возможных значений
Комментарий (ремарка) в программе
Во многих случаях в программе нужно ввести поясняющие записи или временно запретить выполнение команды. Такое действие называется вставкой комментария. Для этого в начале текста комментария в среде КуМир вставляется вертикальная палочка (|). После этого весь текст после нее отображается темно-серым цветом и будет проигнорирован при выполнении программы.
Ветвление программы (аналог условного оператора If)
Здесь и далее приводится сжатое объяснение (скорее только синтаксис) для общих программных конструкций. Подробный разбор (с точки зрения любого языка) дан в разделе Программирование.
ЕСЛИ <условие> ТО <Последовательность команд 1> ИНАЧЕ <Последовательность команд 2> КОНЕЦ
Цикл повторить n раз (аналог цикла For)
Синтаксис цикла повторить n раз
Крайне нежелательная конструкция, ставящая нас в рамки безусловного повторения. Реальное программирование использует её, но крайне редко и по смыслу.
ПОВТОРИТЬ <число повторений> РАЗ <Последовательность команд (тело цикла)> КОНЕЦ
При работе с КуМир ей следует предпочитать цикл ПОКА.
Цикл повторять пока (аналог цикла While)
Особенностью данного цикла является необходимость проверки условия. Отсюда следует, что он может использоваться исполнителями, способными определять наличие и/или отсутствие каких-либо признаков.
Иначе говоря, запрос на наличие признака должен входить в СКИ исполнителя.
ПОКА <условие> ДЕЛАТЬ <Последовательность команд (тело цикла)> КОНЕЦ
Исполнители
Для обучения и при тестировании используются несколько конкретных исполнителей, предназначенных для решения конкретных же задач.
- Кузнечик
- Водолей
- Чертежник
- Робот
- Черепашка
- Вычислитель
- Муравей