Исполнители алгоритмов: Чертежник

Чертежник практически представляет собой перо, способное строить отрезки на плоскости. Перо можно поднимать, опускать и перемещать.

Для того, чтобы им управлять, используется первая четверть координатной плоскости. Точнее — её целочисленные координаты.

Таким образом, управление Чертежником полностью соответствует заданиям по математике при работе с координатной плоскостью, за исключением того, что каждое действие должно быть четко задано нужной командой.

Общее замечание к выполнению заданий

Для того, чтобы облегчить проверку, следует помечать на рисунке точку начала рисования. Особенно это важно, когда отсутствуют координатные оси.

Запись программы лучше делать в черновике, так как неизбежны ошибки, особенно на первых или сложных упражнениях.

При выполнении заданий в рабочей тетради разумно после записи программы «выполнить» её на рисунке.

Система команд Чертежника

  1. Подними перо.
  2. Опусти перо.
  3. Переведи в точку (x, y).
  4. Сдвинь на вектор (x, y).
  5. Повтори n раз.
  6. Обычное расширение возможностей Чертежника проводится за счет создания процедур.
  7. Заметьте, что какие-либо другие команды Чертежник в стандартном варианте выполнять не может. Это значит, что они не входят в его СКИ. Вместе с тем, при необходимости, учитель или ученик может ввести дополнительные команды. (Пример: рисование окружности или дуги.) В этих случаях обязательно должно приводиться подробное описание синтаксиса (правил оформления) команды и результат её работы.
    В некоторых случаях (КуМир) для Чертежника используются дополнительные команды:
  1. Надпись(<ширина символа>, <текст>). Вставляет текст, для которого целым числом задается ширина символов в клетках и текст самой надписи. Последний должен быть заключен в кавычки.
  2. Установить цвет(<название>). Название цвета записывается в кавычках и распространяется на все последующие элементы. К сожалению, набор используемых цветов неизвестен.

Подними перо

Единственное, что можно сказать об этой команде, что ПОСЛЕ её выполнения можно безболезненно перемещать Чертежника. То есть его сдвиги не оставят следов на координатной плоскости. То есть любая самостоятельная программа должна (на всякий случай) начинаться именно с поднятия пера. Хотя считается, что при выполнении новой программы перо уже поднято, не стоит этим руководствоваться.

Если перо уже поднято, команда игнорируется и ошибки не возникает.

Совет: любая программа должна (а процедура — обязана) иметь её в своей конечной части. Тогда не возникнет необходимости выполнять обратное действие при включении этой программы в другие в виде процедуры (вспомогательного алгоритма).

Опусти перо

В отличие от предыдущей команды, данная приводит к тому, что все последующие перемещения Чертежника оставляют след на бумаге. То есть он становится способным чертить.

Обратите внимание, что, при записи алгоритмов в тетради, пропуск этой обязательной команды является типичной ошибкой.

Переведи в точку (x, y)

Приводит к перемещению Чертежника из текущего положения в указанную точку координатной плоскости. Таким образом, длина и наклон линии зависят от начала.

Естественно, если перо опущено, то на бумаге останется след. Иначе — его не будет.

Сдвинь на вектор (x, y)

Если предыдущая команда является абсолютной, то есть с однозначно предска­зывемым результатом, то для векторного перемещения размещение линии на плоскости принципиально зависит от текущего положения Чертежника.

Но, зато мы можем говорить, что вектор всегда имеет одни и те же длину и направление.

Повтори n раз

Описание команды приведено в материале по Исполнителям.

Сравнение перевода в точку и сдвига на вектор

Возникает вполне закономерный вопрос: какая из команд лучше?

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как у каждой из них своя область применения и, соответственно, свои достоинства и недостатки. Они вытекают из описания команд и достаточно подробно описаны в учебнике.

Что же использовать для выполнения заданий?

Если в условии записаны какие либо конкретные координаты, команда Переведи в точку (x, y) обязана быть использована хотя бы один раз: для задания начальной точки. Дальнейшие действия можно выполнять любыми командами.

Наоборот, когда привязки к координатной сетке нет, применять эту команду категорически НЕЛЬЗЯ! Все действия выполняются только командой Сдвинь на вектор (x, y).


Copyright © 1993–2024 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.