Выбор проектора

Прекрасно понимая, что все люди разные и многим сложно почитать общие рассуждения (тем более, весьма пространные) и, опираясь только на них, сделать свой выбор. Поэтому здесь приведены последовательные шаги при покупке проектора для учебного кабинета и стационарной установки. Попутно даны советы, которым следовать необязательно, но стоит еще раз задуматься. Все рассуждения относятся к учебному кабинету. Итак...

Интернет предлагает множество статей на эту тему, от чтения которых остается крайне неприятный осадок. Складывается впечатление, что все учителя сговорились высказать свое малограмотное видение ситуации, накопировав информацию с чужих страниц. Здравый смысл и требования нормативной документации отсутствуют, равно как и достаточный опыт. Данная статья является попыткой сформулировать проблемы, возникающие во всех случаях выбора и наметить подходы к их решению.

Выбор проектора тесно связан с конкретными условиями помещения. Возможность монтажа кронштейна и экрана в определенных местах не всегда присутствует. Банальная балка, светильник или кабель, проложенный в стене, могут сделать невозможным монтаж именно этой модели с четко определенным нами размещением и/или размером изображения.

Найти объективную и достоверную информацию невозможно в принципе. Производителям нужна прибыль, так что их техника — всегда самая лучшая (с заведомо лживыми свойствами). Продавец хочет продать то, что он может вам предложить.

Выделенные здесь этапы также условны из-за того, что при при переходе к следующему, может потребоваться переоценка всего, наработанного на предыдущем. Более того, это обязательно нужно делать. Так же, как художник "набрасывает" эскиз, исправляет его, а только потом пользуется красками. Однако, мне кажется, что именно такая последовательность рассуждений наиболее эффективна и позволяет избежать критичных ошибок.

Вместе с тем, тема советов по выбору проектора — одна из самых неблагодарных в отрасли. Угодить невозможно, так что, читая дальше, вы берете свои риски (домыслы) на себя.
Немного физики и гигиены.

Давайте немного упорядочим в упрощенном виде знания, полученные в курсе школьной физики. А именно — оптика, фотометрия.

Световым потоком называется количество световой энергии, измеряемое в люменах (лм).


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:

  1. Студент I/II курса ВХК РАН
  2. Бывший студент ВХК РАН
  3. Подготовка к ОГЭ
  4. Подготовка к ЕГЭ
  5. VIP-пользователь
  6. Благотворитель

Проектор или телевизор?

Давайте обратимся к одной из вечных тем споров — что лучше, проектор или телевизор? Хоть на эту тему и поломано множество копий, ответ примерно очевиден, если поанализировать динамику цен и развитие технологий. Он таков: победит проекционная техника. Но это — будущее, а нас всех интересует настоящее.

На середину 2019 года граница раздела проходила примерно на диагонали 70". Приблизительно за те же 70000 рублей можно было приобрести яркий проектор (не менее 4000 лм), за счет которого получалось изображение, ничем не уступающее телевизионному при названном размере. В том числе с учетом засветки. Комплект также дополнялся акустическими системами, явно превосходящими телевизионные (законы физики), экраном, монтажным комплектом и работами по монтажу. Единственным отличием оставалось то, что телевизор такой диагонали мог иметь только разрешение 4K. Оставался только вопрос тотального относительного отсутствия соответствующего контента, так и не заполонившего мир за десятилетие существования стандарта. То есть, большинство среднестатистических пользователей, по большому счету, переплачивает за телевизор.

Несколько разноплановых примеров наработки лампы (правильной или кошмарной) из личного опыта, оценку которых пока я оставляю вам.

Этап 1: формулирование целей и задач покупки

Эту стадию следует считать наиболее ответственной и незаслуженно игнорируемой. Большинство ситуаций отталкиваются от бюджета, что крайне неверно. Не что мы можем купить за эти деньги, а во сколько нам обойдется оборудование в соответствии с его назначением!

Сразу оговорюсь, что есть и альтернатива. Нам нужен проектор здесь, и он стоит дорого. Приобретая сюда что-нибудь попроще, мы планируем его перемещение в другое место с заменой на более приемлемое оборудование после поступления необходимых финансов. Не стоит только забывать об уже обсужденных проблемах ротации.

Подход к вопросу «мы хотим что-то там показывать, чтоб большое» является основополагающим, но и совершенно неприемлемым. К подобной корявой (но реальной) формулировке можно задать уточняющие вопросы почти к каждому слову. И все они будут нужны, но решаются на последующих этапах.

Этап 2: оценка особенностей помещения

Важных аспектов немало. Во-первых, это естественная освещенность, рассматриваемая как неблагоприятный фактор. Говорится о засветке комнаты и особенно экрана. Этот фактор изменить нельзя, а наблюдать сложно. Поэтому опереться можно только на здравый смысл и информацию от педагога, работающего в кабинете не менее года.

См. также Светозащитные мероприятия.

Этап 3: выбор формата и размеров экрана, определение яркости проектора

Единственный документ, упоминающий размер экрана для общеобразовательных учреждений — ГОСТ Р 53623-2009. Там это значение составляет 1,2 метра по диагонали (не менее) для отношения сторон 4:3, что дает нам 48" и размеры 98*73 см. Разрешение предлагается не ниже 640*480 точек. Смешно по всем пунктам! Особенно учитывая то, что все значения взяты с потолка.

Метод выбора по вычитанию освещенности

Стандартный экран с диагональю 100" и отношением сторон 16:9 имеет размеры 254*135 см и площадь 3,43 м2.

Стандартный проектор для домашнего кинотеатра, ориентированный на просмотр при полном затемнении, имеет световой поток около 1800–2000 лм.

Из личного опыта, такой вариант действительно требует полного затемнения, выглядит недостаточно ярким, но очень комфортен при продолжительном просмотре. Субъективная оценка: для качественного восприятия презентации нужен несколько больший световой поток.

Из расчетов вытекает освещенность в 525–583 лк.

Если в помещении фоновая засветка составляет 500–700 лк (солнечный день, рассматриваем как худший вариант, то освещенность, даваемая проектором, должна быть около 1500 лк, что предполагает световой поток 5145 лм. А для приведенного выше кинотеатрального проектора, на экране не будет видно вообще ничего.

Идентично, для обычной реальной засветки в 300 лк, получим 1000 лк и 3430 лм. К мооему огромному сожалению, множество расчетов и оценок буквально «цепляются» за это значение.

...

Этап 4: анализ рынка проекторов, выбор

Мы обсудим здесь приобретение бюджетных или качественных, но сравнительно недорогих моделей. Частично также коснемся некоторых проблем актового зала.

Что такое «недорогой»? Полагаю, что на момент начала 2020 года в качестве условного минимального значения следует рассмтривать цену от 50000 (4:3) и 70000 (16:9) 80000 рублей (16:10). Цена определяется световым потоком и нормальным, а не заниженным разрешением (см. таблицу ниже).

Разрешение — одна из важнейших характеристик. Нельзя не заметить, что ГОСТ Р 53623-2009 в явном виде запрещает использование проекторов с разрешением ниже 1024*768 точек. Именно оно является массовым и общепринятым для техники с отношением сторон 4:3.

Минимальные допустимые (стандартные) разрешения для проекторов с разным соотношением сторон
Отношение сторонРазрешение
4:31024*768
16:91920*1080
16:101920*1200

Наличие хоть минимального оптического масштабирования. В противном случае расстояние до экрана должно будет выверяться с точностью до миллиметров. Даже однократный монтаж подобного проектора запомнится навсегда.

Доступность гарантийного ремонта и поставки ламповых блоков. Дело в том, что может оказаться, что ремонт будет проводиться на заводе в другой стране (несколько месяцев), а лампу заменить не удастся, так как их не ввозят в Россию. Таково реальное положение дел, увы. Хотя с лампами ситуация улучшается из года в год.

Этап 5: подбор кронштейна и экрана

Только сейчас можно это сделать без критичной ошибки. Разница длин кронштейнов прекрасно иллюстрируется вариантами установки двух основных типов проекторов: LCD (слева) и DLP (справа)

Этап 6: покупка

Этап 7: распаковка и проверка

Этап 8: хранение до монтажа

Все должно быть упаковано и защищено от исследований и падений. К сожалению, много любопытных умников любят потрогать объектив или уронить экран.

Светозащитные мероприятия

Необходимость светозащиты, естественно, зависит от имеющихся фактически условий естественной освещенности в течении светового дня. Точнее — периода использования проектора. Сложнее всего ситуация на южных румбах, особенно когда доска расположена на юго-западной стене. Смысл заключается в выяснении, когда, под каким углом и насколько продолжительно светит солнце в окна. Дело в том, что при этом освещенность может оказаться выше, чем яркость проектора. Свет, падающий на учащихся сзади, не мешает им заниматься. На доске тоже улучшатся условия восприятия, а на экране не будет видно ничего.

Во всех подобных случаях (а их большинство) необходимо предусмотреть возможность эффективной светозащиты. Она может быть сделана за счет жалюзи, что дает плохой результат из-за значительного светопропускания, щелей между ламелями и часто встречающихся неисправностей. Всех этих недостатков лишены роль-шторки (кроме поломок), но они препятствуют проведению проветривания и не имеют возможности регулирования светового потока.

Еще одна возможность — нанесение светоотражающей пленки на верхнюю часть окон. Недостатком такого способа будет постоянное снижение светового потока, что неблагоприятно в условиях недостаточного естественного освещения.

Вполне естественным выводом будет использование ситуативной комбинации всего перечисленного. Все зависит от конкретного помешения и конкретной ситуации. Важна только возможность быстрого и эффективного изменения потока естественного света.

При недостаточной яркости лампы и/или чрезмерной засветке, экранное изображение становится блеклым, вплоть до полной неразличимости. Каждый, столкнувшийся с описанной ситуацией или необходимостью замены выработавшей свой ресурс лампы, прекрасно понимает о чем идет речь. Остальным можно напомнить о попытке прочтения номера с экрана смартфона в солнечный летний полдень.

Далеко не всегда ситуация связана с неверным выбором проектора (хотя так будет чаще всего). В качестве примера можно привести стандартный случай засветки помещения утренним солнцем на час в течении пары учебных месяцев. Вряд ли оправдана покупка техники за двойную цену, чтобы эта проблема не возникала.

Этап ?:

Можно ли заменить проектор на другой?

Однозначное «да» можно сказать только при замене на точно такую же модель: ничего не изменится. Однако, подобная замена возможна только при выходе проектора из строя при полной удовлетворенности его функциональностью и наличием модели в продаже. Нас же интересует принципиально другой проектор.

Сразу оговорюсь, что заменять проектор целесообразно только на лучший, то есть имеющий бóльшие яркость и срок службы лампы: именно такова современная тенденция.

Так вот, в подобной ситуации ответ наверняка будет отрицательным, так как, скорее всего, потребуется перемонтаж кронштейна и проводки.

Избежать повторных монтажных работ достаточно сложно, что связано с разницей фокусных расстояний оптических систем. То есть вы не сможете получить те же размеры «картинки» из той же точки установки устройства. Помимо этого, может отличаться расположение объектива на корпусе. (Было справа, стало слева...) Изображение просто сместится в сторону.

Вывод: при подобной необходимости готовимся к повторному монтажу кронштейна и косметическому ремонту. Не забываем о достаточности длины кабелей (может потребоваться их заменна).

Естественно, что все сказанное выше относится к сохраняемому отношению сторон кадра. В случае же его изменения потребуется дополнительный анализ, а прогноз изначально будет неблагоприятным (смена экрана и, вероятно, кронштейна).

Для каждой возможной особенности будут приводится рассуждения и аргументы. Несколько исходных положений для упрощения.

Ротация проекторов

Любое техническое оснащение требует модернизации. С другой стороны, отдельные кабинеты и отдельные педагоги нуждаются в нем больше. То есть почти невозможно купить оборудование для тотальной установки. Кстати, типичная ошибка — везде ставим одинаковое. В итоге те, кому оно почти не нужно, получают избыточные возможности, а те, кто им пользуется постоянно, имеют «полуфабрикат».

На практике, дорогостоящее оборудование ставится «особам приближенным» (где пылится без толку) либо тем, кто в нем нуждается и будет пользоваться (но мгновенно морально и физически устаревая). Именно последний случай нам и интересен, так как предполагает замену проектора по истечении времени на более совершенный. Хотя бы из соображений пользы для зрения учащихся и их комфорта.

Так или иначе принимать решение придется руководству, но инициировать его могут как исполнители, так и заинтересованные педагоги. С позицией установки нового проектора туда, где его никогда не было, надо бороться. Чаще всего из требований преподавателя „поставить проектор без которого работать ну совсем нельзя» выливается практика включения на несколько часов в год. Норма! Не может человек, не ориентированный на компьютерную подготовку учебных материалов и не имеющий большого, уже накопленного для показа, багажа, взять и в одночасье перейти на работу с проектором. Свести в последовательно излагаемый презентационный материал данные, подготовленные для других целей можно один презентационный час за неделю. (Естественно, речь и дет не о стандартном халтурном исполнении.) А накапливать этот материал «впрок на радужную перспективу» не хочет никто: шансов использования слишком мало.

Но это уже к теме подготовки презентаций. Здесь нас волнует то, что опытному (проверенному счетчиком лампы) преподавателю нужен проектор для постоянной демонстрационной работы. И он должен быть максимально качественным. Начинающему же внедрять этот опыт педагогу потребуется приобретения практических навыков манипулирования проекционным материалом и их реальной (а не языком) подготовки для получения реальной же пользы. Не факт, что получится и это характерно для 70–80% учителей средней школы. Это если не лукавить с демонстрацией тупых и ворованных слайд-шоу с морем фактических, грамматических, методических и оформительских ошибок.

Может все-таки сказанное будет поводом осторожнее осчастливливать громко кричащих и поддерживать тех, кто уже доказал состоятельность. Тоже без фанатизма, но с заведением и соблюдением порядка.


Copyright © 1993–2020 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.