Выбор проектора
Прекрасно понимая, что все люди разные и многим сложно почитать общие рассуждения (тем более, весьма пространные) и, опираясь только на них, сделать свой выбор. Поэтому здесь приведены последовательные шаги при покупке проектора для учебного кабинета и стационарной установки. Попутно даны советы, которым следовать необязательно, но стоит еще раз задуматься. Все рассуждения относятся к учебному кабинету. Итак...
Интернет предлагает множество статей на эту тему, от чтения которых остается крайне неприятный осадок. Складывается впечатление, что все учителя сговорились высказать свое малограмотное видение ситуации, накопировав информацию с чужих страниц. Здравый смысл и требования нормативной документации отсутствуют, равно как и достаточный опыт. Данная статья является попыткой сформулировать проблемы, возникающие во всех случаях выбора и наметить подходы к их решению.
Выбор проектора тесно связан с конкретными условиями помещения. Возможность монтажа кронштейна и экрана в определенных местах не всегда присутствует. Банальная балка, светильник или кабель, проложенный в стене, могут сделать невозможным монтаж именно этой модели с четко определенным нами размещением и/или размером изображения.
Найти объективную и достоверную информацию невозможно в принципе. Производителям нужна прибыль, так что их техника — всегда самая лучшая (с заведомо лживыми свойствами). Продавец хочет продать то, что он может вам предложить.
Выделенные здесь этапы также условны из-за того, что при при переходе к следующему, может потребоваться переоценка всего, наработанного на предыдущем. Более того, это обязательно нужно делать. Так же, как художник "набрасывает" эскиз, исправляет его, а только потом пользуется красками. Однако, мне кажется, что именно такая последовательность рассуждений наиболее эффективна и позволяет избежать критичных ошибок.
Вместе с тем, тема советов по выбору проектора — одна из самых неблагодарных в отрасли. Угодить невозможно, так что, читая дальше, вы берете свои риски (домыслы) на себя.
Немного физики и гигиены.
Давайте немного упорядочим в упрощенном виде знания, полученные в курсе школьной физики. А именно — оптика, фотометрия. Световым потоком называется количество световой энергии, измеряемое в люменах (лм). Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям: Из приведенного выше можно сделать несложный вывод: если освещенность, создаваемая проектором на экране будет примерно равной освещенности помещения, то изображение разглядеть не получится. |
Проектор или телевизор? Для тех, кому интересен данный вопрос, материал вынесен на отдельную страницу.
Несколько разноплановых примеров наработки лампы (правильной или кошмарной) из личного опыта, оценку которых пока я оставляю вам.
- 850 часов за год. Около 20 часов (уроков) в неделю в кабинете. Информатика.
- 800 часов за год. 35 уроков в неделю. Соседний кабинет информатики.
- 18 часов за 5 лет. 35 уроков в неделю. Биология.
- 200 часов за месяц. Утром включаем, уходя выключаем. Ничего не показываем, но три года требовали проектор. Английский.
- 4000 часов за год. Начальная школа в две смены. Все уроки горит проектор, на перемене показываем мультфильмы.
- 100–200 часов за год. Десятки среднестатистических учителей по всем предметам.
- 300 часов за год. Актовый зал. Оригинальная лампа служит уже больше 7 лет, яркость более чем приемлемая.
Этап 1: формулирование целей и задач покупки
Эту стадию следует считать наиболее ответственной и незаслуженно игнорируемой. Большинство ситуаций отталкиваются от бюджета, что крайне неверно. Не что мы можем купить за эти деньги, а во сколько нам обойдется оборудование в соответствии с его назначением!
Сразу оговорюсь, что есть и альтернатива. Нам нужен проектор здесь, и он стоит дорого. Приобретая сюда что-нибудь попроще, мы планируем его перемещение в другое место с заменой на более приемлемое оборудование после поступления необходимых финансов. Не стоит только забывать об уже обсужденных проблемах ротации.
Подход к вопросу «мы хотим что-то там показывать, чтоб большое» является основополагающим, но и совершенно неприемлемым. К подобной корявой (но реальной) формулировке можно задать уточняющие вопросы почти к каждому слову. И все они будут нужны, но решаются на последующих этапах.
Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель.
....
Этап 2: оценка особенностей помещения
Важных аспектов немало. Во-первых, это естественная освещенность, рассматриваемая как неблагоприятный фактор. Говорится о засветке комнаты и особенно экрана. Этот фактор изменить нельзя, а наблюдать сложно. Поэтому опереться можно только на здравый смысл и информацию от педагога, работающего в кабинете не менее года.
См. также Светозащитные мероприятия.
Этап 3: выбор формата и размеров экрана, определение яркости проектора
Единственный документ, упоминающий размер экрана для общеобразовательных учреждений — ГОСТ Р 53623-2009. Там это значение составляет 1,2 метра по диагонали (не менее) для отношения сторон 4:3, что дает нам 48" и размеры 98*73 см. Разрешение предлагается не ниже 640*480 точек. Смешно по всем пунктам! Особенно учитывая то, что все значения взяты с потолка.
Метод выбора по вычитанию освещенности
Стандартный экран с диагональю 100" и отношением сторон 16:9 имеет размеры 254*135 см и площадь 3,43 м2.
Стандартный проектор для домашнего кинотеатра, ориентированный на просмотр при полном затемнении, имеет световой поток около 1800–2000 лм.
Из личного опыта, такой вариант действительно требует полного затемнения, выглядит недостаточно ярким, но очень комфортен при продолжительном просмотре. Субъективная оценка: для качественного восприятия презентации нужен несколько больший световой поток.
Произведем обратный расчет, исходя из полного затемнения, кинотеатрального проектора (1800–2000 лм) и упомянутого экрана (100", 16:9).
Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель.
....
Этап 4: анализ рынка проекторов, выбор
Мы обсудим здесь приобретение бюджетных или качественных, но сравнительно недорогих моделей. Частично также коснемся некоторых проблем актового зала.
Что такое «недорогой»? Полагаю, что на момент начала 2020 года в качестве условного минимального значения следует рассмтривать цену от: 50000 (4:3), 70000 (16:9) и 80000 рублей (16:10). Цена определяется световым потоком и нормальным, а не заниженным разрешением (см. таблицу ниже).
Разрешение — одна из важнейших характеристик. Нельзя не заметить, что ГОСТ Р 53623-2009 в явном виде запрещает использование проекторов с разрешением ниже 1024*768 точек. Именно оно является массовым и общепринятым для техники с отношением сторон 4:3.
Минимальные допустимые (стандартные) разрешения для проекторов с разным соотношением сторон
Отношение сторон | Разрешение |
4:3 | 1024*768 |
16:9 | 1920*1080 (1280*720) |
16:10 | 1920*1200 (1280*800) |
Наличие хоть минимального оптического масштабирования (кроме ультракороткофокусных). В противном случае расстояние до экрана должно будет выверяться с точностью до миллиметров. Даже однократный монтаж подобного проектора запомнится навсегда.
Доступность гарантийного ремонта и поставки ламповых блоков. Дело в том, что может оказаться, что ремонт будет проводиться на заводе в другой стране (несколько месяцев), а лампу заменить не удастся, так как их не ввозят в Россию. Таково реальное положение дел, увы. Хотя с лампами ситуация улучшается из года в год.
Этап 5: подбор кронштейна и экрана
Только сейчас можно это сделать без критичной ошибки. Разница длин кронштейнов прекрасно иллюстрируется вариантами установки двух основных типов проекторов: LCD (слева) и DLP (справа)
Этап 6: покупка
Этап 7: распаковка и проверка
Этот этап желательно проделать до того, как вы его заберете. Принимать претензии по неработающей лампе никто не станет, сославшись на условия вашей транспортировки. И будет прав с точки зрения законодательмтва, так как проведение проверки вполне возможно в месте приобретения.
Проектор должен быть полностью проверен на работоспособность с источником сигнала и пультом.
Экран обязательно нужно вскрыть и внимательно проверить целостность торцевых пластмассовых частей, на которые опирается ось экрана. При его падении они могут треснуть и просто рассыпаться во время монтажа. Заменить и починить нельзя, проверено для Draper в Москве. Желательно вытянуть экран на 50–70 см и убедиться, что намоточная пружина работает. Если плохо втягивает — брак или плохой ремонт. Да, открытый настолько экран фиксироваться не будет, это не дефект.
Каковы бы ни были обстоятельства приобретения, надо взять все платежные и гарантийные документы.
Этап 8: хранение до монтажа
Все должно быть упаковано и защищено от исследований и падений. К сожалению, много любопытных умников любят потрогать объектив или уронить экран.
....
Этап 9: монтаж
Светозащитные мероприятия
Необходимость светозащиты, естественно, зависит от имеющихся фактически условий естественной освещенности в течении светового дня. Точнее — периода использования проектора. Сложнее всего ситуация на южных румбах, особенно когда доска расположена на юго-западной стене. Смысл заключается в выяснении, когда, под каким углом и насколько продолжительно светит солнце в окна. Дело в том, что при этом освещенность может оказаться выше, чем яркость проектора. Свет, падающий на учащихся сзади, не мешает им заниматься. На доске тоже улучшатся условия восприятия, а на экране не будет видно ничего.
Во всех подобных случаях (а их большинство) необходимо предусмотреть возможность эффективной светозащиты.
Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель.
Можно ли заменить проектор на другой?
Однозначное «да» можно сказать только при замене на точно такую же модель: ничего не изменится. Однако, подобная замена возможна только при выходе проектора из строя при полной удовлетворенности его функциональностью и наличием модели в продаже. Нас же интересует принципиально другой проектор.
Сразу оговорюсь, что заменять проектор целесообразно только на лучший, то есть имеющий бóльшие яркость и срок службы лампы: именно такова современная тенденция.
Так вот, в подобной ситуации ответ наверняка будет отрицательным, так как, скорее всего, потребуется перемонтаж кронштейна и проводки.
Избежать повторных монтажных работ достаточно сложно, что связано с разницей фокусных расстояний оптических систем. То есть вы не сможете получить те же размеры «картинки» из той же точки установки устройства. Помимо этого, может отличаться расположение объектива на корпусе. (Было справа, стало слева...) Изображение просто сместится в сторону.
Вывод: при подобной необходимости готовимся к повторному монтажу кронштейна и косметическому ремонту. Не забываем о достаточности длины кабелей (может потребоваться их заменна).
Естественно, что все сказанное выше относится к сохраняемому отношению сторон кадра. В случае же его изменения потребуется дополнительный анализ, а прогноз изначально будет неблагоприятным (смена экрана и, вероятно, кронштейна).
Для каждой возможной особенности будут приводится рассуждения и аргументы. Несколько исходных положений для упрощения.
- Проектор будет стационарно закреплен на потолке, а экран — на стене.
- ...
Ротация проекторов
Любое техническое оснащение требует модернизации. С другой стороны, отдельные кабинеты и отдельные педагоги нуждаются в нем больше. То есть почти невозможно купить оборудование для тотальной установки. Кстати, типичная ошибка — везде ставим одинаковое. В итоге те, кому оно почти не нужно, получают избыточные возможности, а те, кто им пользуется постоянно, имеют «полуфабрикат».
На практике, дорогостоящее оборудование ставится «особам приближенным» (где пылится без толку) либо тем, кто в нем нуждается и будет пользоваться (но мгновенно морально и физически устаревая). Именно последний случай нам и интересен, так как предполагает замену проектора по истечении времени на более совершенный. Хотя бы из соображений пользы для зрения учащихся и их комфорта.
Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель.
Может все-таки сказанное будет поводом осторожнее осчастливливать громко кричащих и поддерживать тех, кто уже доказал состоятельность. Тоже без фанатизма, но с заведением и соблюдением порядка.