Экраны для проекторов

Первое и главное: экран является элементом, полностью зависимым от проектора, по крайней мере в отношении формата. При этом требуемые размеры изображения могут значительно повлиять на характеристики проектора.

Поверхность, на которую проецируется изображение, играет большую роль и в принципе, и с точки зрения повседневной практики.

Во-первых, от того, какими свойствами она обладает, зависит качество изображения. Качественно покрашенная стена может оказаться лучше посредственного экрана. Чрезмерный коэффициент отражения (более 1) не улучшает качество изображения. Угол обзора в 50° явно недостаточен для класса, но может отлично подойти для большей аудитории с заглубленным размещением экрана.

Во-вторых, подавляющее большинство учебных помещений предполагает преимущественную работу с доской. Одновременно расположить в удобной для зрителя зоне и доску, и экран, чаще всего просто (точнее — абсолютно) невозможно. Значит их не удастся использовать одновременно и, вероятно, экран придется часто выдвигать.

В-третьих, нужно получить изображение того размера, который обеспечит как нужную детализацию, так и комфорт для просмотра. Достаточно вспомнить дурь повсеместной установки телевизоров с экранами порядка 20" в классах. Для удобства сравнения напомню, что аналоговый телевизор отображал 525 строк (PAL) или 625 строк (SECAM), а подключаемый к нему видеомагнитофон VHS — 120 строк. Что можно было рассмотреть с последней парты?

Можно выделить четыре типа проекционных экранов: с электрическим управлением, с ручным управлением, портативные, стационарные натяжные. Портативные экраны — зло, которого избежать полностью вряд ли удастся. Пара таких экранов с соответствующими проекторами и двухярусными столиками столиками в школе могут пригодиться для участия в выездных или нестандартных мероприятиях, не более.

Формат изображения — достаточно простой, но чрезвычайно важный параметр, означающий соотношение ширина / высота. Для наилучшего результата, рекомендуется выбрать проекционный экран с соотношением проецируемого изображения, то есть таким, которое получается на выходе проектора. Наиболее распространенным будет экран 4:3, что связано с назначением, традициями подготовки презентаций и фильмов для телевидения. Со временем такое положение неизбежно изменится, что напрямую связано с выбором формата 16:9 для цифрового телевидения, равно как это произошло в сфере мониторов, где такое отношение сторон крайне неудобно для большинства случаев применения.

Черная кромка (рамка) предназначена для большего визуального отделения изображения от окружающей обстановки и дает определенный эффект. Наверно не стоит пренебрегать даже мелочами при использовании техники для подрастающего поколения.

Следует помнить, что у многих экранов угол обзора составляет 50° и их использование недопустимо для кабинетов. Нормальным следует считать экран с углом обзора не менее 100°, что также пригодится при последующих расчетах.

На практике существует четыре формата экранов: 16:9, 16:10, 4:3 и 1:1. Последний вариант не только дешевле, но и предъявляет несколько меньшие требования к точности монтажа. Однако наличие черной рамки на таком экране исключено по понятным причинам. Формат 2,35:1 предназначен исключительно для кинотеатрального использования и к нашей теме неприменим. Формат 16:10, безусловно, наиболее интересен, но только при покупке за разумную цену, что на сегодня крайне непросто.

Белый цвет экрана предназначен для просмотра в условиях полного затемнения, соблюдение которых в практике образования невозможно. Эта проблема решается использованием экранов серого цвета, поверхность которого повышает контрастность темных тонов, в свою очередь высветляемых внешней засветкой. Но светоотражающая способность таких экранов ниже, что должно компенсироваться повышением яркости проектора, то есть, увеличением стоимости. Экран также обойдется примерно в 2 раза дороже. Для облегчения выбора можно порекомендовать серию экранов Draper Luma HCG.

 

Размер экрана должен опять же определяться комфортными условиями для зрителей. Конкретно говоря, для передних он должен быть не слишком большим, а для задних — не слишком маленьким. Для оценки параметров чаще используются величины ширины и высоты экрана (точнее, изображения).
Правило. Минимальное расстояние просмотра должно составлять полторы высоты экрана.
Абсолютным минимумом объективно считается расстояние с которого становятся видны отдельные пикселы. Это зависит как их размера, остроты зрения, разрешения проектора, некоторых особенностей ряда технологий воспроизведения.
Правило. Минимальное расстояние до экрана.
Правило. Оптимальное расстояние до экрана предполагает, что угловой размер по горизонтали не превышает 40°, а по вертикали — 15°.

Нижний край экрана не должен находится слишком низко, чтобы его не загораживали предметы и находящиеся впереди зрители. С другой стороны, он не должен быть "задран" вверх, так как это приведет к утомлению от вынужденной позы.
Правило. Наилучшим вариантом по высоте считается такое размещение, когда 1/3 экрана располагается ниже глаз сидящего зрителя.

Как мы убедимся чуть позже, соблюдение всех требований достаточно сложно, чтобы не сказать невозможно в принципе.

Для дальнейших рассуждений нам потребуются условные усредненные размеры учебного класса в школе. Как будет показано, кабинет в вузе много проще, так как задние зрители находятся ближе к экрану. Что касается залов и лекционных аудиторий, закономерности также имеют аналогичный характер, но требуют индивидуальных решений. Итак, высоту потолков примем равной 3 м, ширину (стена с доской) — 6 м, глубину (стена вдоль окон) — 9 м. Ширина стандартной парты составляет 120 см, глубина и пространство для стула — по 50 см, они устанавливаются в 3 ряда, проходы между рядами — 75 см.

Для расчетов примем, что ширина экрана составляет 203 см. Тогда изображение будет иметь высоту 152 см (формат 4:3).

Отсюда и из логических предположений можно строить возможную и допустимую схему размещения зрителей.

Начнем с переднего ряда, который раньше должен был располагаться не ближе 2 м от доски, откуда вытекает, что расстояние до глаз составит 2,5–2,8 м. Расстояние между крайними учениками составит 450 см. Угол отражения для этого случая даст обзор центральной точки шириной в 596 см, означающий, что крайние зрители получат нормальный световой поток от противоположного края экрана. Уменьшение этого расстояния до 1,5 м уже дает обзор 476 см, явно недостаточный для работы. Хотя расстояние до экрана составит 2–2,5 м, при допустимом минимуме в 2,25 м. Вывод: 2 м от экрана до первой парты позволяют добиться необходимых параметров отображения.

Зато СанПиН 2.4.2.2821-10 определяет расстояние от первой парты до учебной доски не менее 240 см. Отсюда расстояние до зрителя увеличивается до 3 м, что дает значительный избыток в нашем случае.

Перейдем к другой критичной группе — дальнему ряду.
Правило. Расстояние от самого дальнего зрителя до экрана не должно превышать шесть высот экрана.

Семь парт в ряду — предел из практики, что дает размещение задних зрителей на расстоянии полных 9 м (кончилась длина класса, нарушены нормы, но...). Шестикратная высота изображения 9,12 м и из этого можно вывести допустимость просмотра от дальней стены помещения. Но это с точки зрения здравого смысла и рекомендаций производителей проекторов. Нормативов просто нет.

Много хуже с изображением формата 16:9, максимальное расстояние для которого составит лишь 6,85 м. Но в этом формате скорее будет использоваться видео, что не предполагает рассматривания мелких деталей. Вместе с тем, приведенная оценка говорит о недопустимости установки в учебных помещениях подобных проекторов. Либо потребуется выбирать экраны с шириной полотна не менее 267 см (120"), что намного дороже и сопровождается снижением удельного светоотражения, а значит и необходимости более дорогого (яркого) проектора.

При размещении зрителей в центральной части кабинета информатики, они находятся в зоне, требующей существенно меньшего угла отражения (рис.). Но это — иллюзия, исчезающая при рассуждении того, что на экране очень удобно показывать действия при выполнении практической части, откуда следует появление нескольких рабочих мест, где угол зрения к экрану существенно ближе. Задачей педагога является отслеживание того, чтобы туда не сели по привычке (передние места) дети с ослабленным зрением. То же самое с максимальным расстоянием: задние зрители сидят ближе, но уменьшать экран нельзя из-за его задействования при практических занятиях.

Кабинеты иностранных языков обычно отличаются примерно вдвое меньшей глубиной помещения.

Обратимся к кабинетам, где существенная часть проецирования будет отведена фильмам в формате 16:9 и установка соответствующего проектора оправдана.

На рисунке показаны результаты вывода изображений на экран "своего" (в красной рамке) и альтернативных форматов. Черным показана незадействуемая область экрана.

На следующем рисунке наглядно показаны искажения, возникающие при попытке заполнить изображением весь экран (растянуть его) в зависимости от степени несовпадения форматов.

Производители экрановСтранаЦены, $
AccuScreensСША24
Classic SolutionГермания
Da-LiteПольша
DigisРоссия
Dinon (Нет сайта)Китай
DraperСША
Elite ScreensСША
EuroscreenШвеция
GrandviewКанада
LumienРоссия
ProjectaНидерланды
ScreenMedia

Экран

Все основные размеры экранов приведены в таблице, сформированной на основе существующих на рынке предложений.
Диагональ, дюймыРазмеры, смФорматУстановка
70190*16216:9Мобильн.
82183*10316:9Мобильн.
92203*11416:9Мобильн.
108238*14216:9Мобильн.
110244*13716:9Мобильн.
119264*14716:9Мобильн.
130287*17016:9Мобильн.
133295*16516:9Мобильн.
147325*19216:9Мобильн.
159352*20316:9Мобильн.
165366*21116:9Мобильн.
16:9Мобильн.
127*1271:1Мобильн.
152*1521:1Мобильн.
160*1601:1Мобильн.
180*1801:1Мобильн.
203*2031:1Мобильн.
213*2131:1Мобильн.
244*2441:1Мобильн.
71144*1084:3Мобильн.
75152*1154:3Мобильн.
84171*1284:3Мобильн.
89180*1354:3Мобильн.
97197*1494:3Мобильн.
98199*1494:3Мобильн.
100203*1524:3Мобильн.
108220*1654:3Мобильн.
115234*1754:3Мобильн.
120244*1834:3Мобильн.
125255*2104:3Мобильн.
129262*2014:3Мобильн.
145295*2184:3Мобильн.
175356*2644:3Мобильн.
65144*8116:9Настенн.
73163*9116:9Настенн.
???177*10016:9Настенн.
82183*10316:9Настенн.
92203*11416:9Настенн.
100221*12516:9Настенн.
106234*13216:9Настенн.
???248*13916:9Настенн.
119264*14716:9Настенн.
133295*16516:9Настенн.
???332*18716:9Настенн.
161356*20116:9Настенн.
???404*22616:9Настенн.
86185*11616:10Настенн.
94203*12716:10Настенн.
109233*14516:10Настенн.
128275*17216:10Настенн.
138299*18616:10Настенн.
???406*25416:10Настенн.
???447*27916:10Настенн.
127*1271:1Настенн.
72144*1084:3Настенн.
150*1501:1Настенн.
152*1521:1Настенн.
72160*1234:3Настенн.
160*1601:1Настенн.
84169*1274:3Настенн.
84171*1284:3Настенн.
172*1721:1Настенн.
178*1781:1Настенн.
180*1801:1Настенн.
100???195*1454:3Настенн.
195*1951:1Настенн.
96203*1534:3Настенн.
99200*1504:3Настенн.
200*2001:1Настенн.
100203*1524:3Настенн.
101203*1534:3Настенн.
203*2031:1Настенн.
213*2131:1Настенн.
103220*1654:3Настенн.
???234*1754:3Настенн.
111264*1984:3Настенн.
116244*1834:3Настенн.
240*2401:1Настенн.
244*2441:1Настенн.
120234*1754:3Настенн.
131274*2064:3Настенн.
274*2741:1Настенн.
132264*1984:3Настенн.
???280*2104:3Настенн.
150???295*2214:3Настенн.
143300*2254:3Настенн.
146305*2294:3Настенн.
305*3051:1Настенн.
150???295*2214:3Настенн.
180356*2674:3Настенн.
366*3661:1Настенн.
200???400*3004:3Настенн.
193406*3054:3Настенн.
1:1Настенн.
???16:9Мобильн.


Copyright © 1993–2020 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.