Эксплуатация проектора

Данный раздел относится скорее к юридическим аспектам, отсутствие формулирования которых в образовательной организации всегда приводит к многочисленным нарушениям и неоправданным расходам на приобретение техники. Использование формулировки "незнание закона..." в отношении педагога – недопустимая практика. Лишь полноценное описание регламента работы позволит предъявлять требования как к оснащению учебных помещений техникой, так и к ее правильному применению.

Проще говоря, со стороны педагога мы можем видеть крайности — от использования проектора 100% учебного времени до игнорирования факта его наличия. С другой стороны, лампу можно не выключать, но осмысленное изображение выводить пару минут в час. Образовательная организация может игнорировать потребности педагога, не устанавливая проектор, установить никуда негодное оборудование или не заменять лампу, выработавшую ресурс (потерявшую яркость). Либо наоборот, требовать наработки проектора на пределе допустимого, а то и за этим пределом.

С другой стороны, хотелось бы и сберечь технику, и иметь возможность прогнозирования ресурса во времени. То есть, когда может возникнуть нужда в замене лампы, а когда — проектора.

И, опять же, функция должна реализовываться полностью, не нанося вреда зрениию учащихся.

Включение проектора

Выключение проектора

Экономия лампы

Ресурс лампы современного проектора находится в диапазоне 2000–8000 часов, но, скорее, нужно говорить про 3000–4000 часов. Это примерно означает, что через указанное время яркость лампы упадет примерно вдвое. Кстати, если изначально было 6000 люмен, то мы получим вполне допустимые 3000. Правда никто не гарантирует, что лампа раньше не перегорит.

Много это или мало? Давайте попробуем рассмотреть это для начала с максимально экстремальной точки зрения. То есть возьмем максимально разрешенные 30 минут за урок и учебной загрузке по 7 уроков в день. Получим 0.5 ч * 7 уроков * 6 дней = 21 час в неделю (3,5 часа в день). Учитывая 34 учебных недели в году, мы имеем 714 часов наработки в год, что означает, что лампа потребует замены через 3–4 года.

Можно возразить, что в законе есть элемент лукавства в «непрерывности продолжительности». Получается, что если сделать перерыв на минуту, то можно продолжить работу с экраном до конца урока. Суммарная нагрузка на лампу возрастет примерно в полтора раза. Но это тоже не все!

Ряд педагогов просто никогда не выключают проектор. То есть, используя его по несколько минут за урок, на остальное время включается затемнение экрана, либо на экран выводится статичная картинка. Хорошо, если проектор имеет встроенные интеллектуальные функции на этот счет, когда понижается яркость лампы и, соответственно, продлевается ее ресурс, и, что еще важнее, уменьшается нагрев электронных компонентов. Но предполагать подобное для дешевых школьных проекторов не приходится.

Что происходит с проектором во время перемены? Он горит, иногда еще и с показом мультфильмов...

В итоге перечисленных обстоятельств, нередко можно говорить о наработке по 8 часов 6 дней в неделю, то есть 8*6*34 = 1632 часа в год. То есть, через 1,5–2 года лампу нужно менять. Исключительно по безалаберности пользователя.

Предположим, что еще 10 часов в неделю проектор используется для проведения факультативов и внеучебных мероприятий. Это сократит срок жизни лампы до 2–3 лет.

Сэкономить в этой ситуации можно только за счет меньшей учебной нагрузки с использованием проектора, на что никто не пойдет, так как не образование должно строиться в угоду технике, а наоборот. Только мы не учли того, что редкий преподаватель располагает цифровыми материалами такого объема и, скорее всего, время работы будет намного меньше. Так ли это?

Практика изучения реальной наработки ламп показала...

Только и здесь успокаиваться нельзя, никаких 10 лет службы проекторной лампы быть не может, так как...

Для лазерных источников света продолжительность работы составляет не менее 20000 часов, но рассматривать их в качестве массовой альтернативы не приходится по причине сравнительно высокой цены.

Многие из перечисленных вопросов зависят от наличия штатных возможностей технического обслуживания и контроля.

Неразрешимость контрольных мероприятий возможна только в одном случае: когда учебной аудиторией пользуется множество (более одного) педагогов и ни один из них не ведет существенно более половины занятий. Речь идет именно об объективной оценке, так как опрос обучающихся, посещение занятий, частое снятие показаний счетчика и т.п. позволят получить достаточно качественно полную картину.


Copyright © 1993–2020 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.