ЕГЭ, вопрос 9: Б. Электронные таблицы и визуализация с помощью диаграмм (компьютерный)

Проверяемые элементы содержания по спецификации (2021): Умение обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.

Кодификатор 3.4.3/1.1.2. Уровень сложности Б, 1 балл.

Время выполнения — 6 минут. (Полагаю, что не более 1,5-2 мин.)

Задание за компьютером (с 2021)

Данное задание следует оценить с точки зрения вопроса 14 ОГЭ, который примерно на порядок сложнее. В связи с этим следует привести некоторый набор рассуждений, позволяющий получить решение за означеннные 1,5-2 мин.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Подготовка к ОГЭ. 2. Подготовка к ЕГЭ. 3. VIP-пользователь. 4. Благотворитель.


  1. Демо 2021 (9). Откройте файл электронной таблицы, содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев. Найдите разность между максимальным значением температуры и её средним арифметическим значением.
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

    Так как



К заданиям предыдущих лет

Обратите внимание на спецификацию. Разработчики не в курсе, что график — частный случай диаграммы. (Актуально до 2020 включительно.)

Обсуждается результат копирования формулы из одной ячейки в другую.

Вспомним кратко: если перед адресной координатой стоит символ $, то эта координата не будет меняться при копировании.

Вторая координата (не фиксированная) при копировании меняется на ± смещение относительно исходной точки.

Предварительный анализ можно провести, отбросив те ответы, в которых меняется зафиксированная координата.

Если смещение настолько большое, что результирующая координата превышает допустимый диапазон, то получим ссылочную ошибку. (Я бы включал такие задания с вопросом: какая из формул недопустима?) В ДЗ с этими ловушками справился только один человек.

Базовый материал по адресации описан здесь.

Старое задание (с диаграммой)

Задание чуть более сложное, чем в ГИА: надо рассуждать, придумывать возможную формулу и догадываться, каким могли бы быть значения.

Дополнительная сложность может заключаться в том, что числовые значения придется считывать с другой диаграммы — столбиковой или линейной, производя дополнительные расчеты.

Очень хочется порекомендовать примерный следующий алгоритм (разбор на примере задания т2-2012/1 (A7)).

  1. Первичные предпосылки: 1) диаграмма не повернута и не закручена узлом, как это случалось в заданиях ГИА; 2) числа — целые.
  2. Дать общую оценку ситуации: откуда берутся значения (строка 2) и каково их соотношение на секторной диаграмме (1:1:2).
  3. Оценить формулы в таблице, найдя ту, которая не зависит от других. Чаще всего она будет ссылаться на ячейку с числом (А1).
    Записать туда полученное значение (1) и подставить его во все полученные формулы.
     ABC
    12 1
    2=B1-1=(B1+1)/2=B2+2
  4. Среди оставшихся ячеек ни одна не должна давать однозначного решения (так и есть).
    Но, нам уже известно, что там должно содержаться (числа, соотносящиеся как 1:1:2).
  5. Ячейки А2 и В2 зависят от искомой В1, но обе содержат одно и то же число.
  6. Ячейка С1 в 2 раза больше (2, 4, 6, 8...) и получается прибавлением двойки к В2.
    Из этого следует, что В2 = 2 (и А2 тоже). При других значениях С1 не может стать в 2 раза больше.
     ABC
    12 1
    2=B1-1 [2]=(B1+1)/2 [2]=B2+2 [4]
  7. Из чего надо вычесть 1, чтобы получить 2 (=B1-1 [2])? Из 3. Следовательно, В1 = 3.
  8. Проверка (=(B1+1)/2): (3+1)/2 = 2, как мы и нашли ранее.
  9. Среди всех имеющихся в таблице чисел есть только одно нечетное, требующееся для получения тройки.
    Единственный возможный ответ: в В1 должна быть записана формула "=А1+С1".
  10. Только не совершите ошибку создания рекурсивной ссылки! В итоговой формуле нельзя брать двойки из второй строки. Иначе получится, например, А2 и В1 рассчитываются друг из друга ("=А2+С1").

Новое задание (без диаграммы)

Пока не вижу смысла обсуждать. Сдававшие ОГЭ должны выполнять его моментально.

Обязательно нужно делать записи и, возможно, наносить стрелки на таблицу, как это обсуждалось на занятиях.

Задания

С 2015 года задание целиком перенесено в вопрос 7 из B5.

  1. Демо 2020 (7). Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки B3 в ячейку C2 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились. Каким стало числовое значение формулы в ячейке C2?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  2. Демо 2019 (7). Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки C3 в ячейку D4 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились. Каким стало числовое значение формулы в ячейке D4?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  3. Демо 2018 (7). Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки B3 в ячейку A4 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились. Каким стало числовое значение формулы в ячейке A4?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  4. Демо 2017 (7). Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки A2 в ячейку B3 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились. Запишите в ответе числовое значение формулы в ячейке B3.

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  5. Демо 2016 (7-1). Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки E4 в ячейку D3 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились. Каким стало числовое значение формулы в ячейке D3?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  6. Демо 2016 (7-2). Дан фрагмент электронной таблицы.

    Какое целое число должно быть записано в ячейке A1, чтобы диаграмма, построенная по значениям ячеек диапазона A2:С2, соответствовала рисунку? Известно, что все значения ячеек из рассматриваемого диапазона неотрицательны.

  7. Демо 2015 (7-2). Дан фрагмент электронной таблицы.
    Какое целое число должно быть записано в ячейке A1, чтобы диаграмма, построенная по значениям ячеек диапазона A2:С2, соответствовала рисунку? Известно, что все значения ячеек из рассматриваемого диапазона неотрицательны.

  8. Демо 2014 (B3). Дан фрагмент электронной таблицы.

    Какое целое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:С2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

  9. Демо 2013 (B3). Дан фрагмент электронной таблицы.

    Какое целое число должно быть записано в ячейке С1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:С2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

  10. Демо 2012 (B5). Дан фрагмент электронной таблицы:

    Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?

  11. т2-2012/1 (B5). Дан фрагмент электронной таблицы:
     ABC
    12 =A1/2
    2=B1-C1=(B1+C1)/2=B2+A1
    Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:С2 соответствовала рисунку?

    Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

  12. т2-2012/2 (B5). Дан фрагмент электронной таблицы:
     ABC
    12 =A1+1
    2=C1-B1=(B1+C1)/2=B2+A1
    Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:С2 соответствовала рисунку?

    Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

  13. с114 (7). В ячейки диапазонов C1:F6 и B2:B6 электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке.

    В ячейке B1 записали формулу =$E1+D$3. После этого ячейку B1 скопировали в ячейку C5. Какое число будет показано в ячейке C5?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  14. с124 (7). В ячейки диапазонов C1:F6 и B2:B6 электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке.

    В ячейке B1 записали формулу =$F1+D$4. После этого ячейку B1 скопировали в ячейку C6. Какое число будет показано в ячейке C6?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  15. D2018 (7). Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки E4 в ячейку D3 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились. Каким стало числовое значение формулы в ячейке D3?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  16. R2018 (7). Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки D2 в ячейку E1 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились. Каким стало числовое значение формулы в ячейке E1?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  17. с113 (7). В ячейки диапазонов C1:F6 и B2:B6 электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке.

    В ячейке B1 записали формулу =$E1+D$3. После этого ячейку B1 скопировали в одну из ячеек диапазона A1:A6; при этом значение в этой ячейке стало равно 44. В какую ячейку была скопирована формула? В ответе укажите номер строки ячейки.

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  18. с123 (7). В ячейки диапазонов C1:F6 и B2:B6 электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке.

    В ячейке B1 записали формулу =$F1 + E$5. После этого ячейку B1 скопировали в одну из ячеек диапазона A1:A6, при этом значение в этой ячейке стало равно 64. В какую ячейку была скопирована формула? В ответе укажите номер строки ячейки.

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  19. с112 (7). В ячейки диапазона C2:F6 электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке.

    В ячейке B2 записали формулу =D$2 + $F3. После этого ячейку B2 скопировали в ячейку A1. Какое число будет показано в ячейке A1?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  20. с122 (7). В ячейки диапазона C2:F6 электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке.

    В ячейке B2 записали формулу =D$4 + $F3. После этого ячейку B2 скопировали в ячейку A3. Какое число будет показано в ячейке A3?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  21. ш115 (7). Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки A2 в ячейку B3 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились. Каким стало числовое значение формулы в ячейке B3?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  22. ш125 (7). Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки B3 в ячейку A2 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились. Каким стало числовое значение формулы в ячейке A2?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  23. ш114 (7). В некоторые ячейки электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке.

    В ячейке D3 записали формулу =$A3–D$1. После этого ячейку D3 скопировали в ячейку E6. Какое число будет показано в ячейке E6?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  24. ш124 (7). В некоторые ячейки электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке.

    В ячейке D3 записали формулу =$A3–D$1. После этого ячейку D3 скопировали в ячейку C5. Какое число будет показано в ячейке C5?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  25. ш113 (7). В некоторые ячейки электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке.

    В ячейке D3 записали формулу =D$1+$A3. После этого ячейку D3 скопировали в ячейку E6. Какое число будет показано в ячейке E6?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  26. ш123 (7). В некоторые ячейки электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке.

    В ячейке D3 записали формулу =D$1+$A3. После этого ячейку D3 скопировали в ячейку E6. Какое число будет показано в ячейке E6?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  27. ш112 (7). В ячейки диапазона B2:F6 электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке.

    В ячейке B1 записали формулу =E$4+$D5. После этого ячейку B1 скопировали в ячейку A2. Какое число будет показано в ячейке A2?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  28. ш122 (7). В ячейки диапазона B2:F6 электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке.

    В ячейке B1 записали формулу =$D5–E$4. После этого ячейку B1 скопировали в ячейку A2. Какое число будет показано в ячейке A2?

    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
  29. Демо 2009 (A17). На диаграмме показано количество призеров олимпиады по информатике (И), математике (М), физике (Ф) в трех городах России.

    Какая из диаграмм правильно отражает соотношение общего числа призеров по каждому предмету для всех городов вместе?

  30. Демо 2008 (A19). Дан фрагмент электронной таблицы:

    После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2. Укажите получившуюся диаграмму.

  31. D2018 ().
  32. R2018 ().
  33. Демо 2015 (7-1). Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу квадратов двузначных чисел от 20 до 59.
    Для этого сначала в диапазоне В1:К1 он записал числа от 0 до 9, и в диапазоне А2:А5 он записал числа от 2 до 5. Затем в ячейку В5 записал формулу квадрата двузначного числа (А5 — число десятков; В1 — число единиц), после чего скопировал её во все ячейки диапазона B2:К5. В итоге получил таблицу квадратов двузначных чисел. На рисунке ниже представлен фрагмент этой таблицы.

    В ячейке B5 была записана одна из следующих формул:
    1) =(B1+10*A5)^2; 2) =($B1+10*$A5)^2; 3) =(B$1+10*$A5)^2; 4) =($B1+10*A$5)^2.
    Укажите в ответе номер формулы, которая была записана в ячейке B5.
  34. Демо 2014 (A7). Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу двузначных чисел от 10 до 49. Для этого сначала в диапазоне В1:К1 он записал числа от 0 до 9, и в диапазоне А2:А5 он записал числа от 1 до 4. Затем в ячейку В2 записал формулу двузначного числа (А2 — число десятков ; В1 — число единиц), после чего скопировал её во все ячейки диапазона B2:К5. В итоге получил таблицу двузначных чисел. На рисунке ниже представлен фрагмент этой таблицы.

    Какая формула была записана в ячейке В2? 1) =$A2*10+$B1 2) =A$2*10+$B1 3) =$A2*10+B$1 4) =A2*10+B1
  35. Демо 2013 (A7). Дан фрагмент электронной таблицы.

    Чему станет равным значение ячейки D1, если в неё скопировать формулу из ячейки С2? 1) 18; 2) 12; 3) 14; 4) 17.
  36. Демо 2012 (A7). В ячейке B4 электронной таблицы записана формула = $C3*2. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B4 скопируют в ячейку B6? 1) =$C5*4; 2) =$C5*2; 3) =$C3*4; 4) =$C1*2.
  37. т2-2012/1 (A7). В ячейке D3 электронной таблицы записана формула =B$2-$B3. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку D3 скопируют в ячейку С4?
    1) =C$2-$B4; 2) =A$2-$B4; 3) =B$1-$C4; 4) =B$1-$B4.
  38. т2-2012/2 (A7). В ячейке F7 электронной таблицы записана формула =D$12-$D13. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку F7 скопируют в ячейку E8?
    1) =C$12-$C14; 2) =D$12-$D13; 3) =D$13-$D14; 4) =C$12-$D14.
  39. Демо 2011 (A12). Торговое предприятие владеет тремя магазинами (I, II и III), каждый из которых реализует периферийные компьютерные устройства: мониторы (М), принтеры (П), сканеры (С) или клавиатуры (К). На диаграмме 1 показано количество проданных товаров каждого вида за месяц. На диаграмме 2 показано, как за тот же период соотносятся продажи товаров (в штуках) в трех магазинах предприятия.

    Какое из приведенных ниже утверждений следует из анализа обеих диаграмм?
    А) Все сканеры могли быть проданы через магазин III
    Б) Все принтеры и сканеры могли быть проданы через магазин II
    В) Все мониторы могли быть проданы через магазин I
    Г) Ни один принтер не был продан через магазин II
    1) А 2) Б 3) В 4) Г
  40. Демо 2010 (A17). В цехе трудятся рабочие трех специальностей — токари (Т), слесари (С) и фрезеровщики (Ф). Каждый рабочий имеет разряд не меньший второго и не больший пятого. На диаграмме I отражено распределение рабочих по специальностям, а на диаграмме II количество рабочих с различными разрядами. Каждый рабочий имеет только одну специальность и один разряд.

    Какое из утверждений:
    А) Среди слесарей найдется хотя бы один третьего разряда
    Б) Среди токарей найдется хотя бы один второго разряда
    В) Все токари могут иметь четвертый разряд
    Г) Все фрезеровщики могут иметь третий разряд
    следует из диаграмм?
    1) А 2) Б 3) В 4) Г
  41. Демо 2009 (A16). НВ электронной таблице значение формулы =СУММ(B1:B2) равно 5. Чему равно значение ячейки B3, если значение формулы =СРЗНАЧ(B1:B3) равно 3?
    1) 8 2) 2 3) 3 4) 4
  42. Демо 2008 (A18). Дан фрагмент электронной таблицы:
     ABC
    11020=A1+B$1
    23040 
    Чему станет равным значение ячейки С2, если в нее скопировать формулу из ячейки С1?
    1) 40 2) 50 3) 60 4) 70
  43. ш111 (7).
  44. ш121 (7).


Copyright © 1993–2024 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.