КуМир, Исполнитель Робот

Содержание

Введение
Среда выполнения
Формирование обстановки
Главное меню
Перемещения посредством меню
Пульт

См. также Интерфейс программы и Команды.

Введение

Данный Исполнитель выбран в качестве базовой среды ОГЭ и пока нет никаких оснований для его пересмотра.

Отсюда следует обязательность владения всеми навыками для тех, кто собрался сдавать этот экзамен. Чудес теоретической подготовки, реализованной в практике, точно не произойдет. При этом крайне важно прочувствовать нюансы управления и их результаты. То есть теория становится важнейшим фактором.


Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистри­рован­ным пользователям!


Среда выполнения программ

Сред может быть две и вряд ли ситуация изменится принципиально:

Для того, чтобы программу можно было исполнять, требуется два обстоятельства.

  1. Явно указать исполнителя. Для этого можно снять ремарку (|) в файле программы по умолчанию (для старых версий). Либо (что разумнее) выполнить пункт меню Вставка→использовать Робот (клавиша Esc, 1).
  2. Сформировать рабочее поле для Робота (начальное положение, стены, окраску и т.д.).

Формирование обстановки

Чтобы задать условия для выполнения, нужно выполнить команду меню Робот→Показать окно исполнителя. В результате мы увидим окно:

Справка (Помощь) в предыдущих версиях выводила исчерпывающую информацию о возможных действиях:

Больше этого нет, но должно помниться для тех, кто с этим работает.

Чтобы изменить обстановку, следует воспользоваться пунктом меню Робот→Редактировать обстановку. Окно изменит цвет, но в данном режиме нет ограничений на выполнение и отладку программ. Это означает, что среда не сохранена (грубая и глупая ошибка)!

У правого и нижнего краев присутствуют кнопки, позволяющие увеличить или уменьшить границы работы Робота по горизонтали и вертикали соответственно: . Иголка в верхнем левом углу: косо — поверх программы, прямо — поверх всех окон (не рекомендуется). Остальное по интерфейсу пока останется вне обсуждения.

Для формирования препятствий используется ЛКМ на линиях сетки для каждой ячейки индивидуально. Наведение курсора на этот отрезок превращает его в толстую линию зеленого цвета вне зависимости от состояния. Нажатие ЛКМ приводит к инверсии: включению «стены», если её не было и удалению, если она была. Наличие стены обозначается толстой линией желто-зеленого цвета.


Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистри­рован­ным пользователям!


Главное меню

В последней версии всё управление сосредоточено здесь. Часть возможностей подробно обсуждается в других разделах данной страницы.

Загрузить обстановку... вызовет стандартный диалог открытия файлов по маске *.fil, содержащий инструкции для формирования среды.

Недавние обстановки содержит список последних использованных обстановок для их ускоренного открытия.

Вернуть исходную обстановку производит возврат к обстановке, имевшейся до запуска программы, например, закрасившей ячейки.

Сохранить обстановку... вызовет стандартный диалог сохранение текущей обстановки в специальном формате *.fil для повторного использования.

Сохранить как изображение... позволяет сохранить среду в виде графического файла в формате PNG размером 369*364 точек и разрешением в 96 dpi. Этот файл может использоваться для иллюстрирования заданий.

Редактировать обстановку переключает окно в режим редактирования с изменением фона на голубой. Напротив данного пункта появляется галочка. Выход из режима осуществляется повторным выбором данного пункта меню.

Авто размер окна дает несколько неожиданный результат. Применение приводит к подбору такого масштаба окна, чтобы она занимала его целиком. Таким образом, действие будет выполнено только в том случае, если ранее размер окна был увеличен или уменьшен посредством перетаскивания угловых или боковых точек.

Новая обстановка... вызывает диалог создания новой пустой среды определенного размера без дополнительных объектов.

Показать окно исполнителя выводит на экран окно исполнителя, без чего невозможно формирование обстановки и контроль исполнения программы. Последнее обстоятельство компенсируется тем, что программа при запуске автоматически активизирует данное окно.

Показать пульт выводит на экран Пульт.

Перемещения посредством меню

Отдадим должное гениальности размещения, но команды перемещения и закраски для Робота запрятаны в середину пункта меню Вставка.

При активной работе с этим исполнителем их имеет смысл запомнить, тем более учитывая простоту логики: нажимаем Esc, а затем — нужную стрелку или пробел.

использовать Робот алг нач кон

Пульт

Вызов пульта производится нажатием на кнопку или через меню Робот→Показать пульт.

В верхней части (Связь) действия, производимые пультом записываются в окошке в виде правильных команд перемещения. Список можно очистить (красный крестик) или скопировать (кнопка с бумажками). Команды анализа смысла не имеют.

Некоторые из записываемых команд окажутся избыточными, так как для них используется вывод информации, а не действия. Но их можно отредактировать, либо взять из них только нужные элементы.

Подробности использования пульта смотри меню Инфо→Справочные руководства.

В целом Пульт следует рассматривать как игрушку для дошкольников.

Задачи

  1. Робот находится в левом верхнем углу прямоугольной области неизвестного размера, со всех сторон окруженной стенками. Посередине находится стена, в которой есть проход. Где он, точно неизвестно, но проход не примыкает к нижней стенке. Задача: написать программу, которая переведет робота в правый нижний угол. Файл среды.
  2. См. также ОГЭ: вопрос 20.1.
  3. См. также ЕГЭ: вопросы 6, 14.

Copyright © 1993–2024 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.