Оснащение компьютерного класса

Под классом в данном случае подразумевается класс СОШ, хотя, внеся необходимые поправки на условия, задачи, ПО, все изложенное можно перенести на любое помещение, предназначенное для коллективного изучения компьютерных технологий, включая вузы, дошкольные организации и ОДО. Изложение ориентировано на всех, кто связан с комплектованием компьютерных классов: принимающих решение о закупке, педагогов, администрацию, обслуживающий технику персонал.

Набор оборудования

Маркерная доска

Отсутствие мела в кабинете даже не обсуждается. Как с точки зрения вреда для техники, так и из-за большого числа вентиляторов, влияющих на взвешенную в воздухе пыль.

В компьютерном классе доска востребована постоянно. Наиболее удобный вариант — двухсторонняя и мобильная, шириной от 1,5 метров.

Маркеры нужны разноцветные, 1 комплект на 5–10 черных. Еще потребуется обучение всех пользователей тому, что колпачок маркера снимается только чтобы писать.

Проектор

Мне кажется, что ни у кого не должно вызывать сомнений, что в кабинетах информатики использование проекционной техники наиболее востребовано. Исходя из личного опыта — наработка лампы составляет около 800–1000 часов за учебный год на 18 учебных часов. Соответственно, срок полноценной службы лампы — 1,5–3 года. Именно из-за этого кабинеты информатики — первые кандидаты на установку проекторов с лазерным источником света.

Исходя из множества соображений, разрешение должно быть 1920*1200 (19:10) при экране шириной 200 см и яркости от 3500 лм. Минимум — 1024*768 при яркости 4000 лм.

Подробное обсуждение см. здесь.

Экран или интерактивная доска?

Только экран шириной 2 м. Дальнейшая болтовня не имеет смысла.

Документ-камера

Единственным, хотя и достаточно эффективным, применением будет спонтанно возникающая необходимость показать материал из книги или решение из тетради. Все материалы могут и должны готовиться педагогом заблаговременно, сканируются и т.д. Так что, учитывая цену устройства, это далеко не самое необходимое. Сканер так же легко справится с перечисленными работами. Пусть и чуть медленнее.

Сканер

Хотя бы один USB-сканер в классе необходим. Во-первых, это — одно из немногих устройств, на которых можно индивидуально отработать поиск драйверов в Интернете и их установку с подключением достаточно мобильного устройства. Во-вторых, базовый практический навык сканирования должен отрабатываться под контролем и с комментариями по совершаемым ошибкам.

Все параметры сканера в данном случае зависят от квалификации и востребованных в данной образовательной организации задач. По умолчанию — любой планшетный.

Принтер

Говорить о каких-либо особенностях устройства печати для кабинета информатики нет оснований. Единственное, что оно обязано использоваться для обучения как культуре печати, так и решению типовых пользовательских проблем. Естественно, принтер — лазерный, скорее черно-белый. Хотя именно этот кабинет потенциально может быть оснащен цветным принтером общего пользования, так как более высокая компьютерная грамотность педагога предполагает отсутствие бездумной и некачественной печати. Своего рода контроль.

Установка МФУ видится нецелесообразной ввиду наличия сканера. Более того, требование педагогом МФУ можно использовать в качестве критерия низкой профессиональной квалификации в связи с непониманием разницы и, скорее всего, активным использованием в учебном процессе сторонних (читай — некачественных) материалов на бумажном носителе.

Локальная сеть

Начать надо с того, что полноценное сетевое подключение с использованием Интернета и выделения серверных ресурсов — обязательно. В противном случае не удасться реализовать множество прикладных тем и, во многом, практический курс превратится в теоретизирование.

Скорость в 100 Мбит/с достаточна для любого учебного применения, однако тогда желательно подключение ПК к учрежденческой сети через дуплексный гигабитный маршрутизатор. Это обеспечит гарантированную скорость для 20 ПК, а в реальной ситуации позволит подключить через него два стандартных класса. Хотя решение с полноценным гигабитным коммутатором может оказаться даже дешевле.

Желательно построение сети Интранет для использования в учебном процессе: размещение учебных и методических материалов, теории, литературы, проведение тестирования и т.д.

Персональные компьютеры

Количество ПК должно соответствовать СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03: 4,5 м2 площади на одно рабочее место. То есть, для стандартного класса 6*9 м, возможно размещение только 11 ученических ПК. Если считать наоборот, от 15 учеников и педагога, то получится требуемая площадь в 72 м2, что уже соответствует размерам лаборатории. Таким образом можно: 1) использовать большое помещение, 2) набирать маленькие классы, делящиеся на 2 группы, 3) делить классы на 3 группы, 4) давать учащимся задания, выполняемые за ПК поочередно. Последний вариант неприменим (точнее, отнимет часть разрешенного времени) для старшей школы.

Технические требования. Во-первых, ПК должны соответствовать требованиям современного ПО, пусть и не на уровне профессионального использования. Во-вторых, период эффективной эксплуатации должен составлять 5–7 лет. Не стоит расчитывать, что их замену удастся произвести раньше. В-третьих, в учреждении всегда найдутся задачи, для решения которых эта техника вполне подойдет и после названного срока.

В качестве условного обобщения, нужно говорить о следующем минимально разумном комплекте. Монитор 19,5" с разрешением 1600*900; процессор класса Intel i3-i5; объем ОЗУ 4 Гб; корпус полноценного размера, отсутствие оптического привода. Остальные параметры несущественны, так как вытекают из современного состояния компонентов.

Отдельно хочется остановиться на клавиатуре. Она должна быть полноразмерной и с "правильной" раскладкой клавиш. В качестве идеального примера можно привести Genius K110X. Это очень важно, так как любая серьезная работа предполагает интенсивное использование клавиатуры, а его культура и приемы могут воспитываться только на правильном оборудовании.

Задействование в учебном классе ноутбуков на постоянной основе без подключения мыши, клавиатуры и монитора — недопустимо! Временно, обязательно подключение мыши, желательно — клавиатуры.

Еще одним отклонением от перечисленного может стать подготовка нескольких станций с существенно бóльшими возможностями для специальных нужд, как учебного, так и внеучебного характера. В качестве примеров можно привести изучение видеомонтажа, издательской работы, серьезного программирования, САПР и т.п. Заметьте, что для большинства случаев потребуется и больший монитор.

Настройка профилей и ПО. Для работы учащихся имеет смысл создавать профиль обычного пользователя, чтобы ограничить возможность нарушения параметров работы или установки несанкционированных программ.

Программы (* помечено платное ПО)

  • *Операционная система Windows 7. На сегодня она практически незаменима по многим причинам.
  • Браузер: Opera, Chrome, Firefox. Расширение Adobe Flash.
  • Reader.
  • Программа просмотра файлов DJVU.
  • *Microsoft Office.
  • Open Office.
  • Архиватор 7zip.
  • КуМир, Исполнитель Полякова.
  • Far или аналогичный файловый менеджер.
  • GIMP, как убогая замена Adobe PhotoShop, основы растровой графики вполне изучаемы в Paint.
  • Программа для работы с векторной графикой. Ох, как непросто, но, пусть будет бесплатный Inkscape, до сих пор не вышедший даже в версии 1. Или Vectr.
  • Среда программирования. Достаточно сложный отдельный вопрос.

Наличие на ПК антивируса — обязательно! Единственным и безальтернативным (imho) является Kaspersky Endpoint Security.

Учительский ПК. В подавляющем числе случаев отсутствует какая-либо необходимость улучшения его параметров. Единственное, монитор желателен не менее Full HD хорошего качества, так как именно учитель информатики проводит за ним много времени. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность независимого подключения проектора.

Внимание! Если проектор подключен в режиме дублирования экрана, то отношение сторон его и монитора обязано быть одинаковым.

Если учительский ПК играет роль файлового сервера, то потребуется дополнительное файловое место от 40 Мб на ученика (по ГОСТ Р 53623-2009), реальнее и разумнее — по 40 Гб. Также может потребоваться установка дополнительной сетевой карты и увеличение объема памяти. Но все зависит от решаемых задач, что в равной степени относится и к сказанному об ученических ПК.

Электроснабжение

Совершенно однозначно, что для кабинетов информатики должен разрабатываться индивидуальный проект электроснабжения. Обсудим немного теории.

Обязательно наличие защитного заземления. По большому счету именно это положение вызывает наибольшие затруднения для школ старой постройки, где его не было изначально. Без утвержденной проектной документации — нереально.

Естественно, что помещение, насыщенное электрическими приборами, потребляет немало электроэнергии. В теоретическом пиковом режиме, значения могут доходить до 3–5 КВт.

Согласно ПУЭ и СП 256.1325800.2016, размещение розеток в общеобразовательных учреждениях должно производиться на высоте 1,8 м от пола, что создает целый комплекс проблем. Значительно проще московским школам для которых действует МГСН 4.06-03, регламентирующий высоту 0,2 м от пола (п.9.36). Умные регионы утвердили этот документ для действия на своей территории.

При размещении розеток на столах учеников, они должны подключаться через устройство управления на столе преподавателя и УЗО с током отключения до 30 мА.

Для каждого рабочего места следует предусмотреть не менее трех (лучше — четырех) розеток, так как может использоваться дополнительное (помимо ПК) оборудование.

Учительский сетевой фильтр (или блок розеток) должен иметь не менее 10 гнезд для подключения всего оборудования. Желательно наличие индивидуальных выключателей для каждого.

  1. ПК
  2. Монитор
  3. Проектор
  4. Акустическая система
  5. Сканер
  6. Принтер
  7. Документ-камера
  8. Разветвитель USB-3 с внешним питанием
  9. Маршрутизатор
  10. Резерв

Естественно, что можно что-то временно отключить, но это не способствует эффективному использованию, сохранности техники и психики учителя.

Крайне желательна фиксация этого немаленького пучка проводов над полом для возможности проведения влажной уборки.


Copyright © 1993–2020 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.