Системный администратор, требования

Начать надо с того, что наименование должностей для тех, кто занимается эксплуатационной поддержкой компьютерного оборудования и ТСО в школе превышает все мыслимые пределы. Вот лишь некоторые из них:

Список можно дополнить разговорными названиями (типа компьютерщика), но это уже уходит из сферы делового обсуждения. Отметим лишь то, что ни одна из официальных или выдуманных должностей даже частично не отражает суть и направленность работ.

Все перечисленное выше может быть принципиально разделено на уровень образования: среднее профессиональное или высшее.

Здесь я позволю высказать свое категоричное личное мнение. Необходимый объем работ может быть выполнен только специалистом с высшим образованием. Однако даже при такой постановке вопроса необходимо констатировать, что подобного профиля подготовки просто не существует.

Хотя ничего не бывает без исключений. Наличие достаточно широкого и глубокого знания работы используемой техники, четкое понимание образовательных и управленческих процессов, базовые навыки программирования и желания учиться и строить «идеальный мир» поможет достаточно качественно решать все насущные проблемы. Параллельно придется вникнуть во все тонкости педагогических технологий и процессов. При условии соответствующего финансирования, конечно. Как на оплату труда, так и на приобретение необходимого оборудования.

Попытаюсь сформулировать некоторый набор тем (вопросов) для обсуждения с кандидатами от лица компетентного специалиста. Ниже приведены комментарии к ним.

Следует понимать две вещи:

  1. Кандидат должен в итоге уметь и знать все. Иначе не получится поддержки и взаимозаменяемости.
  2. Все не знает и не умеет никто. Негативом будет не незнание, а попытка выкрутиться (обмануть). На «не знаю» можно попробовать обсудить близкие вопросы, на попытку обмануть — дополнить узкоспециализированными вопросами.

Важно также понять, что адекватное обсуждение всех вопросов займет, как минимум, целый рабочий день. Поэтому стоит их как-то перераспределять в зависимости от тех задач, решение которых должен будет заниматься соискатель. Или в порядке их важности в целом.

И есть еще один вариант: передать список для ответа дома, в письменном виде. Они составлены и подобраны таким образом, что ответов на них в Интернете найти точно не получится.

Вопросы: как на экзамене, без намеков, возможно — с наводящими вопросами, но без подсказок

Порядок вопросов достаточно случайный!

  1. Образование, опыт работы по вопросам деятельности школы
  2. Организация разграничения доступа к ресурсам ПК и сети
  3. Перечислить набор программ на ПК сверх голой ОС
  4. Принципиальные отличия Windows и Linux
  5. Общие характеристики компонентов обычного современного ПК. Стоимость системного блока. Модернизация
  6. Подключение монитор + проектор
  7. Проекторы, интерактивные доски
  8. Сканирование и растровые изображения. Термины, количественные параметры, форматы. Чего нельзя делать?
  9. Обзор видеонаблюдения
  10. Профилактические работы с ПК
  11. Знание командного языка Windows
  12. Почему нельзя заправлять принтеры и как быть?
  13. Резервное копирование
  14. Сколько времени нужно на полную установку Windows 7 и пакета программ?
  15. Чем определяется скорость передачи в локальной сети?
  16. Какие новые для себя технологии вы освоили за последние 3–5 лет?
  17. Практические навыки
  18. Как найти причину сбоя в локальной сети
  19. Оборудование актового зала

На ряд вопросов приведены тезисные ответы, отсутствие формулирования которых означает отсутствие и соответствующей квалификации. Иначе говоря, неспособность выполнять эти виды работ. Естественно, что часть тезисов относится к области теории, вряд ли осуществимой в реальной образовательной организации.

Для других вопросов приведены общие положения, что связано с отсутствием идеальных (книжных) решений. Сам факт понимания этого и наличие рассуждений, направленных на решение проблем пользователей (а не построения технических монстров) стоит много большего.

  1. Образование, опыт работы по вопросам деятельности школы

    Очевидная основа, частично обсужденная выше и во многом раскрываемая последующими вопросами. Наличие опыта не бонус при собеседовании, а наоборот, повышение требований к четкости и завершенности формулировок.

    Достаточно важная тема обсуждения в этом вопросе — опыт подготовки техники к проведению ГИА. Участие стоит малого, важна именно работа до экзамена.

  2. Организация разграничения доступа к ресурсам ПК и сети

    Ограничение физического доступа в помещения. Реалистичность достижения.

    Парольная защита BIOS, отключение альтернативных способов загрузки.

    Создание индивидуальных и групповых профилей для пользователей с парольной защитой. Разделение пользователей на обычных и администраторов.

    Настройка раздельных правил доступа пользователей к серверам и другим общим ресурсам.

    Реализация Active Directory. Гм, это идеально, но нереализуемо без знаний, времени, достаточно серьезных финансов.

  3. Перечислить набор программ на ПК сверх голой ОС

    Естественно, идеального ответа на вопрос нет и не может быть. Разные возможности, привычки, обстоятельства, потребности и т.д. сформируют значительно отличающиеся варианты. Однако!..

    Отсутствие опыта работы с допотопной техникой и вытекающим отсюда ПО компенсировать никаким обучением не получится.

    Драйвера. Единственный пункт, неупоминание которого говорит о полной профнепригодности. Полагаю, 70–80% соискателей. Установка универсальных линуксоидных пакетов говорит о том, что человек не способен ни думать, ни учиться. (На днях в этом убедился.)

    Обновления. Человек, не вспомнивший этого, скорее всего, установит все (что позволит голая ОС) за пару часов, а потом будет сетовать, что ничего не работает.

    Проприетарное или свободное? Человек готовый работать с чем угодно, напоминает проститутку: обязан быть уклон в ту или иную сторону. Сотрудничество с «линуксоидами» всегда даст один результат — истерики учителей и неработоспособные системы. Хотите — проверяйте.

    Операционная система. Пока нам позволено говорить о Windows, не вижу смысла тратить время на иное. Другое дело — версия, от которой зависят требования и к аппаратному обеспечению, и к ПО. Простор на сегодня таков: XP, 7, 8, 8.1, 10. Кроме последней полноценно работать на современном железе ничего не будет. Возможно, что на ряде систем сможет работать только Windows 95/98, но это уже локальные особенности. При этом ПО, разработанное в предыдущие годы и не имеющее альтернативы может отказаться работать с новой ОС, но быть жизненно необходимым. Все это предполагает достаточно глубокое планирование перестановки и модернизации.

    Набор офисных приложений MS Office обязан включать триаду Word–Excel–PowerPoint. Остальное большинству не нужно.

    Непонимание, чем версия 2003 и 2010 года лучше, чем 2007 — большой минус, так как много рабочих моментов будет вертеться именно вокруг перечисленных вариантов. (Я помню, что сейчас 2019 год.)

    Почтовое приложение может устанавливаться только по заявке. Понятна почта у секретаря, но категорически сомнительно, что она нужна учителю. По крайней мере, далеко не каждому. То есть пункт должен быть если и приведен, то с сомнениями и оговорками. Outlook — лучшее из всех решений.

    Антивирус. Только Kaspersky Endpoint Security. Dr Web возможен, но на третьем месте.

    Adobe Reader.

    Архиватор также практически без выбора — 7zip.

    Альтернативный браузер (Chrome, Opera, Firefox)

    Качественный медиапроигрыватель. Вполне нормально, что Pot Player никто не знает.

    Образовательные программы нужные учителям, работающим в конкретном кабинете. Почти не обсуждаемо, это — святое.

    ПО для участия в вебинарах и онлайн-конференциях. Часто очень разное. Минимум — Adobe Flash Player.

    Пропуск или категорическое искажение трех и более пунктов из списка или добавление лишних (без оговорок и аргументов) означает крайне низкую квалификацию.

    Вопрос непростой для неподготовленного к нему человека, так что дайте время на обдумывание.

    Запреты на установку. Интересный щекотливый вопрос.

    Перегружать ПК программами крайне глупо, ибо это может катастрофически отразиться как на времени загрузки, так и на работе жесткого диска в целом.

    Естественно, нельзя использовать проприетарные программы без лицензий.

    Нельзя мессенджеры и социальные сети. Но это может быть актуально для классных руководителей.

    Нельзя игры. Но у учителя может по несколько часов сидеть ребенок, которого некуда девать и нечем занять. Здесь в силу вступит фактор человеческих взаимоотношений. Рекомендую тогда игры убирать из всеобщего доступа (закапывать).

    Беседа по этой теме может выявить довольно опасную тему, когда у человека есть готовые решения по любому поводу и он считает их идеальными при тенденции все изменить и всех научить. Если это не будет делаться очень аккуратно и аргументировано, всегда возникнет множество конфликтов. Хотя они будут в любом случае. Большинство учителей — тупые, малообразованные, но крайне амбициозные ретрограды. Администрация — то же, но умноженное на два.

  4. Принципиальные отличия Windows и Linux

    Их два: стоимость и наличие профессиональных программ. Windows платна и в ее среде работают многие тысячи программ, имеющих историю, измеряемую десятилетиями и миллионы (или миллиарды) пользователей. Linux условно бесплатна (для тех, кто в курсе и имеет мозг), имеет множество никак не связанных версий, разрабатываемых неизвестно где, кем и как, бесконечные обновления, единичные мало-мальски работающие приложения из неактуальных для делового применения сфер. Как-то так.

    Владение основами соответствующих технологий, безусловно, недостатком не является, а вот их восхваление или предложение к внедрению на первых этапах общения... Лично для меня — решительный сигнал к завершению всех отношений.

    Настройка сервера под Linux еще может обсуждаться, но только для решения узкопрофильных задач и при условии жесткого документирования. Так как на эту позицию нужен отдельный человек минимум на год, не верьте посулам «счастливого и безоблачного будущего». Хотя, дело личное.

  5. Общие характеристики компонентов обычного современного ПК. Стоимость системного блока. Модернизация

    Позволю себе не мусолить частности, но если человек не владеет темой, то он не сможет найти дефект, принять решение, приобрести комплектующие для замены или модернизации, потратит лишние средства и купит устаревший хлам.

    Системный блок можно рассматривать в диапазоне 25–35 тыс. руб. (Скорее — от 30.) В противном случае человек некомпетентен. Ноутбук непригоден для выполнения серьезной или повседневной работы без дополнительной периферии и в 1,5–2 раза дороже ПК. Но необходим для ряда моментов, присущих именно школе.

    Модернизация антикварной техники — вопрос почти бесконечной сложности. В двух словах:

    • Физическая невозможность увеличения памяти (DDR) сверх 2 ГБ.
    • Нереальность установки ОС выше XP или, наоборот, ниже 10.
    • Отсутствие драйверов производителя для конкретных ОС дает неработающую технику или «полуинвалида». Компенсация, например, драйверов для материнской платы возможна только драйверами от производителя микросхем (это может быть Intel), но не за счет встроенного в Windows или написанного линуксоидами.
    • Единственно возможное практически всегда действие — замена загрузочного диска на SSD.
  6. Подключение монитор + проектор

    Вариантов два: видеоразветвитель или дополнительный видеовыход. Расширение экрана (лучший вариант) возможно только во втором случае.

    Излюбленный вариант учителей — дублирование экрана. Тогда альтернатив не существует: на экране компьютера должно быть подключено то же разрешение (естественно, и соотношение сторон, которое является «родным» для проектора. Учитывая, что абсолютное большинство проекторов имеет разрешение XGA (1024*768 точек), а большинство оставшихся — 1280*720 или Full HD (1920*1080), такой вариант становится, мягко говоря, сложно реализуемым. Тактичный выход — только расширение, что, однако, требует от педагогов определенных усилий и вызывает негативную реакцию.

    При дублировании в любом случае отношение сторон монитора и изображения от проектора должны совпадать. Меньше этого уже реализовывать нельзя никак.

    Световой поток проектора для большинства правильных решений не должен быть ниже 4000 лм, что предполагает лампу с мощностью около 300 Вт.

  7. Проекторы, интерактивные доски

    Вопрос достаточно сложный и неоднозначный, так как здесь необходим прикладной опыт. Четкое понимание интерфейсов и механизмов подключения, светового потока и разрешения, цен на оборудование и практики использования в школе, предоставляет множество преимуществ. Подробнее см. материал по проекторам.

  8. Сканирование и растровые изображения. Термины, количественные параметры, форматы. Чего нельзя делать?

    Сканирование должно производится сканером, а не при помощи МФУ, пригодного лишь для копирования (сканирования) достаточно примитивных документов. Минимальное разрешение для последующей распечатки — 600 dpi (оно же — единственное распространенное в МФУ). Черно-белый документ лучше сканировать в режиме оттенков серого или 1200 dpi. JPEG для фото, PNG для документов; TIFF и BMP неприемлемы (морально устарели) из-за большого размера. Перевод сканов в PDF приводит к необратимой потере данных в связи с использованием JPEG-алгоритмов сжатия. Большинство сканов требует доработки в графическом редакторе. Нельзя многократно менять число точек в редакторе и увеличивать картинки больше оригинального размера даже для показа на экране, даже «чуточку».

    Очень почему-то не хочется об этом писать. Заранее возникает ощущение зря сотрясаемого воздуха.

  9. Обзор видеонаблюдения

    Без видеонаблюдения не может существовать ни одно современное учреждение. В школе, помимо безопасности, присутствует также тема видеофиксации на ГИА и некоторых олимпиадах.

    Отсюда вытекает необходимость базового понимания методов подключения камер для передачи питания (220 В/PoE, ИБП) и сигнала (Wi-fi недопустим безапелляционно); основ работы оптической системы и понимание разрешения и его ограничений. Пренебрежение перечисленным легко приведет к неработоспособности комплекса или утечкам в системе безопасности.

    Более частные вопросы: какие камеры покупать, как и куда их подключать на запись. Что можно, а что нельзя по всем названным позициям и почему это так.

  10. Профилактические работы с ПК

    Очистка от пыли системного блока и блока питания не реже одного раза в год. Смазка вентиляторов. Необходимый инструмент и оборудование, как это компенсировать («работайте с тем, что есть»).

    Изучение заполненности разделов жесткого диска. Обязательность подключения Smart-технологий для HDD.

  11. Знание командного языка Windows

    Не самый принципиальный вопрос, но отсутствие соответствующей квалификации приведет к бессмысленной потере минимум 10% рабочего времени. Плюс к этому — будут копиться ошибки и нерешаемые без специализированного ПО задачи.

  12. Почему нельзя заправлять принтеры и как быть?

    Не нельзя, а нежелательно! Лучше всего использовать оригинальные картриджи, затем — совместимые. Все они сертифицированы по механическим параметрам и тонеру для использования с обозначенной техникой. Засыпка тонером с неподходящими физико-химическими характеристиками неизбежно приведет ко множеству повреждений основных узлов, ухудшению качества печати и последующим поломкам устройства печати.

    Часть компонентов лазерного картриджа требует замены при заправке. Каждый раз или с определенной периодичностью.

    Однако, если есть необходимые комплектующие и сертифицированный тонер, самостоятельная заправка может оказаться наиболее предпочтительным вариантом. До 10 заправок на новый картридж, а потом — только помойка!

    Забавный дополнительный вопрос: что такое отходный бункер и на каких устройствах его можно найти? Что с ним делать?

    Кстати, человек, работавший профессионально на заправке картриджей, то есть четко понимающий, как это делать, чтобы не навредить технике, может оказаться весьма ценным сотрудником для большой школы (от порядка 100 устройств печати). С загрузкой до 1/3 рабочего времени на эти задачи. Но при условии беспрекословной закупки расходников по его указанию.

  13. Резервное копирование

    Использование соответствующих технологий — жизненная необходимость для любой организации. Отсутствие опыта или хотя бы идей по этому поводу значительно снижают ценность специалиста.

    Автоматизация процессов, наличие двух резервных копий для наиболее важных материалов.

  14. Сколько времени нужно на полную установку Windows 7 и пакета программ?

    При наличии ряда обстоятельств как то: доступности дистрибутивов и пакетов обновлений в быстром доступе (сеть 1 Гб/с, внешний диск на USB3), современном ПК и достаточном навыке, первичная установка требует около 6 часов. Примерно столько же времени займет обновление ОС и настройка программ и профилей. Так как часть работ не требует вмешательства, можно полностью подготовить и настроить 2–3 ПК за два рабочих дня. Некоторое ускорение (часов до 4 на 1 этапе) можно получить за счет установки SSD. Любой другой ответ — мерило некомпетентности. Меньше — до свидания (халтурщик либо лжец), намного больше — недостаточный навык.

  15. Чем определяется скорость передачи в локальной сети?

    Наиболее медленным портом (устройством), числом подключенных устройств, общим трафиком и наличием его маршрутизации.

    Отсюда вытекают стратегия и тактика модернизации сети, обычно длящаяся годы. Для справки: кабель категории 7а стоит в 4–5 раз дороже, чем 5е.

  16. Какие новые для себя технологии вы освоили за последние 3–5 лет?

    Без комментариев.

  17. Практические навыки

    Следует говорить о тесте на засыпку

    • Обжим сетевого кабеля. Россыпь разъемов с колпачками, тестер не показывать.
    • Чистка ПК. Вполне себе теоретический вопрос, практика чревата, да и времени нужно не менее 2-х часов.
    • Проверка ПК при отсутствующем важном драйвере, например, сетевого адаптера или, еще хуже — видеоадаптера на простеньком мониторе. Что не так?
    • Подключение сетевого принтера с ограничением доступа. Аналогично — для сетевого ресурса.
    • Заведение пользователя, ограничение его прав.
  18. Как найти причину сбоя в локальной сети

  19. Оборудование актового зала

    :)

  20. .....
  21. Электронное взаимодействие со сторонними организациями

    ЭЦП: получение, настройка, использование.

    Генерация PDF.

    Заполнение статотчетов ОО-1...

  22. Электронный журнал

    ))))))

  23. Производство массовой печати

    Объем — от 300 до 1000 страниц: на чем можно печатать и как?

    Ответ можно свести к: 1000 стр. * 8 часов в день * 20 рабочих дней = 160000 стр./месяц должно быть заявлено производителем в качестве рабочей нагрузки.

    Соответственно корректируем объем, распределяем его на несколько принтеров...

    Дополнительная тема — ЕГЭ: до 300 стр. за 20 минут.

    Косвенный вопрос — экономичность печати, но подавляющее большинство не понимает его составляющих и предложит заправлять самим. Тупик.

  24. Пароли

    Соображения по хранению паролей, доступу к ним, обеспечению информационной безопасности.

    Может это и звучит цинично, но из этого можно и что-то полезное извлечь.

Поскольку читать сей опус будут не только работодатель, но и претенденты на должность, категорически не рекомендую связываться со школами, где:


Copyright © 1993–2024 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.