МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ


На правах рукописи
УДК 613.72:577.31:796.015

МАЦКЯВИЧЮС Дмитрий Александрович

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
ЮНОШЕЙ-ДОПРИЗЫВНИКОВ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

14.00.07 - гигиена

Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Научный руководитель – доктор медицинских наук, профессор Сухарев А.Г.

Москва – 1992 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. Медико-социальные аспекты состояния здоровья и физической подготовленности юношей-допризывников (литературный обзор) 10

ГЛАВА 2. Организация работы, методы и методики исследований 23

2.1. Общая организация работы —

2.2. Функции и качества, значимые для физической подготовки допризывников 24

2.3. Организация экспериментального двигательного режима 27

2.4. Количественное измерение двигательной активности учащихся в группах сравнения 30

2.5. Физиологические и иммунобиологические методики исследования 33

2.6. Методики изучения состояния здоровья 35

2.7. Методика биоритмологического исследования 37

2.8. Статистические методы 38

ГЛАВА 3. Количественная характеристика суточной двигательной активности подростков при изучаемых двигательных режимах 40

ГЛАВА 4. Динамика состояния здоровья школьников старших классов при различных двигательных режимах 51

4.1. Динамика физического развития —

4.2. Распространенность нарушений осанки 56

4.3. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности 58

4.4. Неспецифическая резистентность организма по активности лизоцима в слюне 62

4.5. Комплексная оценка состояния здоровья 65

ГЛАВА 5. Динамика психофизиологических показателей и физической работоспособности юношей в группах сравнения 67

ГЛАВА 6. Биоритмологические особенности учащихся IХ–ХI классов общеобразовательной школы 77

ГЛАВА 7. Оценка эффективности различных двигательных режимов 84

7.1. Физическая подготовленность юношей-допризывников —

7.2. Укрепление состояния здоровья 86

7.3. Мотивация к занятиям спортом 94

7.4. Экономические аспекты оптимизации двигательного режима 97

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99

ВЫВОДЫ 109

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 113

ПРИЛОЖЕНИЯ 130

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АТР – Adenosin-3-Phosfatum.

ВТ – вечерний биоритмологический тип.

ДК – динамический компонент.

ДР – двигательный режим.

ДР1 – двигательный режим 1 (экспериментальная группа).

ДР2 – двигательный режим 2.

Группы контроля ДР3 – двигательный режим 3.

ДЧБ – длительно и часто болеющие дети.

Етр – энерготраты.

ЖЕЛ – жизненная емкость легких.

ЗОЖ – здоровый образ жизни.

ЛПЗМР – латентный период простой зрительно-моторной реакции.

МПК – максимальное потребление кислорода.

НВП – начальная военная подготовка.

НТР – научно-техническая революция.

ОРИ – острая респираторная инфекция.

ОФП – общая физическая подготовка.

Ps – частота периферического пульса.

PWC170 – физическая работоспособность (от англ. physical working capacity ) при ЧСС = 170 мин–1.

ПТ – промежуточный биоритмологический тип.

СДА – суточная двигательная активность.

УТ – утренний биоритмологический тип.

ФВ – физическое воспитание.

ЦНС – центральная нервная система.

ЧСС – частота сердечных сокращений.

ЭГК – экскурсия грудной клетки.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.
Медико-социальные аспекты состояния здоровья и физической подготовленности юношей-допризывников (литературный обзор)

ГЛАВА 2. Организация работы, методы и методики исследований

ГЛАВА 3. Количественная характеристика суточной двигательной активности подростков при изучаемых двигательных режимах

ГЛАВА 4. Динамика состояния здоровья школьников старших классов при различных двигательных режимах

ГЛАВА 5. Динамика психофизиологических показателей и физической работоспособности юношей в группах сравнения

ГЛАВА 6. Биоритмологические особенности учащихся IХ–ХI классов общеобразовательной школы

ГЛАВА 7. Оценка эффективности различных двигательных режимов

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Готовность подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах в первую очередь определяется состоянием здоровья допризывников и степенью их физической подготовленности. Изучение литературы позволило установить несоответствие этих показателей современным социальным требованиям, а также определить возможные подходы к решению существующей проблемы, в основу которых легла оптимизация двигательного режима.

Теоретическими предпосылками для организации экспериментального двигательного режима (ДР1) послужили: концепция о наличии сензитивных периодов в развитии физических качеств и психомоторных функций, возможность положительного влияния физической тренировки на умственную деятельность и состояние здоровья; педагогические принципы ФВ подростков, учение о биологических и социальных ритмах человека. Режим заключался в:

Согласно выдвинутой концепции, организованный подобным образом двигательный режим должен способствовать совершенствованию двигательного анализатора и сопряженных с его деятельностью функциональных систем, повышению неспецифической резистентности организма.

Как показали результаты исследования, временная непосещаемость в связи с острой заболеваемостью у старшеклассников в среднем составляет от 6,5 до 15 дней в год, в основном за счет ОРИ и гриппа (75–95%). Несмотря на снижение заболеваемости к окончанию школы, ее уровень продолжает оставаться довольно высоким. Индекс здоровья составляет не более 17–18%, те же значения наблюдались для длительно и часто болеющих. Высока распространенность функциональных отклонений: избыток массы тела имеют 17–30%, нарушения осанки в среднем 45,6% учащихся. В результате, отнесенными к  группе здоровья оказываются не более 20–30% юношей. Эти данные косвенно отражают большой материальный и моральный ущерб, наносимый обществу состоянием здоровья старших школьников.

Вместе с тем, проведенное исследование подтвердило значительную зависимость состояния здоровья старшеклассников от двигательного режима и уровня СДА. В группе вмешательства (ДР1) уже на первом году внедрения экспериментального режима отмечено резкое уменьшение среднего числа случаев и числа дней временной нетрудоспособности (P < 0,001). Косвенным следствием этого явилось выраженное снижение удельного веса длительно и часто болеющих детей (ДЧБ) с 12,2 до 2,5%, на 3 году исследования (в 11 классе) случаев ДЧБ вообще не наблюдалось. Индекс здоровья в группе ДР1 достиг 77,3% при его незначительной динамике в группах контроля.

Активное развитие мышечного аппарата в сензитивный период способствует формированию у подростков правильной осанки, созданию естественного «мышечного корсета». Через пол года после введения спортивных тренажеров в процесс физического воспитания в группе ДР1 наблюдается резкое снижение числа учащихся с функциональными нарушениями осанки (P < 0,01), распространенность которых составила 45,6% по отношению к исходному уровню. Интересным является факт совпадения выраженного уменьшения распространенности нарушений осанки именно после внедрения в учебный процесс тренажерных приспособлений. Это позволило сделать вывод о высокой эффективности занятий на тренажерах и необходимости их включения в уроки ФВ для старшеклассников с целью коррекции осанки.

Снижение острой заболеваемости, удельного веса учащихся с избытком массы тела и нарушениями осанки в группе вмешательства привело в результате к увеличению числа юношей, отнесенных к  группе здоровья. В группах контроля наблюдался высокий коэффициент ранговой корреляции группы здоровья с продолжительностью занятий спортом вне школы (r = 0,543), при некотором его снижении в группе ДР1 (с r = 0,501 до r = 0,245), что следует расценивать как результат оптимизации ДР в учебное время.

Необходимо отметить, что школьники, имеющие различные функциональные отклонения (дисгармоничное физическое развитие, нарушения осанки, отставание полового развития) и слабую физическую подготовленность, реагируют на активизацию двигательного режима иначе. На начальном этапе практически отсутствуют какие-либо благоприятные изменения – наблюдается нулевой эффект, в то время как для остальных характерно улучшение большинства показателей (в том числе и заболеваемости). Однако, через 6–7 месяцев, учащиеся, бывшие более слабыми начинают быстро догонять (а нередко и опережать) сверстников по всем психофизиологическим показателям, состоянию здоровья и физической подготовленности. Подобный эффект дает основание рекомендовать преподавателям физического воспитания уделять особое внимание менее подготовленным школьникам. Это позволит достичь более значительных результатов в оздоровлении и повышении физической подготовленности в подростковых коллективах.

Таким образом, первым и важнейшим принципом организации двигательного режима, является принцип сохранения и укрепления здоровья путем достижение гигиенической нормы суточной двигательной активности, соблюдения принципов физической тренировки, повышения неспецифической резистентности.

Показатели состояния здоровья и физической подготовленности позволяют оценить социальную дееспособность старшеклассников, то есть реально существующую способность выполнять функции, наиболее важные с точки зрения общества. Особую актуальность этому придает то, что после окончания школы, юноши приступают к профессиональной деятельности, а также к службе в вооруженных силах. Поскольку способность к обучению новым социальным функциям определяется гибкостью и амплитудой адаптационных возможностей множества функциональных систем, достижение оптимальной степени их развития у выпускников позволяет избежать срывов (то есть патологических состояний) и с максимальной эффективностью осуществлять разнообразную деятельность.

На основании материалов, изложенных в 5 главе, представляется возможным сделать ряд обобщений о динамике функционального состояния организма учащихся групп сравнения и его обусловленности двигательным режимом.

Как показало изучение физической работоспособности, данный показатель характеризует не только работу опорно-двигательного аппарата, но и косвенно отражает адаптационный потенциал организма. Об этом свидетельствует его тесная связь с состоянием здоровья и рядом других показателей. Внедренный экспериментальный двигательный режим способствовал активному развитию физической работоспособности, что непосредственно привело к улучшению уровня физической подготовленности и состояния здоровья. Статистический анализ подтвердил и позволил количественно оценить причинно-следственную зависимость между показателями СДА, функциональным состоянием организма старшеклассников и состоянием их здоровья.

Обобщение динамики изучавшихся физиологических и физиометрических данных и физической подготовленности убедительно показало более благоприятные изменения в экспериментальной группе. Особенно это проявилось в отношении функций и качеств, наиболее важных для воинской службы и последующей трудовой деятельности, таких как сила, выносливость, координация движений. С нашей точки зрения, основанной на анализе полученных материалов, решающую роль в этом сыграло использованное в группе вмешательства увеличение продолжительности уроков ФВ и внедрение в учебный процесс тренажерных приспособлений.

Таким образом, второй важный принцип организации двигательного режима для допризывников – принцип расширения социальной дееспособности путем развития функций и качеств, наиболее значимых для службы в армии и в большом числе профессий.

Одним из важнейших факторов, регламентирующих функциональную активность человека, являются его биологические ритмы [14, 32, 34, 111 и др.]. Как показало исследование, для учащихся старших классов в основном характерно распределение приоритета спортивных занятий в течение суток в соответствии с циркадианным типом. Это характерно и для уроков физического воспитания, проводимых в первой половине дня, которые пропускали минимально подростки утреннего типа (11,9%) и максимально – вечернего (20,3%). Однако, у части школьников эти закономерности не наблюдались.

Игнорирование индивидуального биоритмологического профиля при реализации СДА под воздействием социальных или каких-либо других факторов, может систематически оказывать неблагоприятное влияние на состояние здоровья старшеклассников. Подтверждением этого является ухудшение психофизиологических показателей и повышение заболеваемости у юношей, занимавшихся физическими упражнениями в режиме, не соответствующем их биоритмологическому типу. Наоборот, соблюдение циркадианной кинезофилии позволяет достичь достоверно более благополучного состояния по большинству изучавшихся показателей (P < 0,05). Особую значимость при этом для любого биоритмологического профиля имеют самостоятельные занятия, так как именно они в наибольшей степени позволяют приспособиться к внутренней потребности организма и менее обусловлены социально.

Таким образом, учет биоритмологического типа у старших школьников является третьим принципом организации двигательного режима.

Исследование показало, что применение на уроках «интересных» для старшеклассников тренажеров позволило достичь безусловного усиления положительной мотивации к занятиям спортом. В пользу этого вывода свидетельствует повышение до 88% числа занимающихся спортом в секциях и самостоятельно при его популяционной тенденции к снижению, а также значительно более высокая посещаемость уроков ФВ в группе вмешательства (в среднем на 12%), несмотря на увеличение объема обязательных занятий. По этому поводу хотелось бы высказать предположения о механизме этих изменений.

Мотивацию можно охарактеризовать как потребность в осуществлении каких-либо целей. Важнейшим механизмом ее реализации следует считать направленность на избегание неприятного (всегда более сильную) и на достижение удовольствия. Физическая нагрузка, дающая «чувство мышечной радости» за счет умеренного раздражения интероцепторов и активизации транспорта кислорода, легко угасает. С этой точки зрения, кинезофилию можно считать внутренней мотивацией к осуществлению необходимого объема двигательной активности, что происходит путем значительного напряжения большинства функциональных систем. Потребность в функционировании двигательного аппарата, достигшая оптимума, не поддерживается на таком уровне без дополнительного стимулирования. В борьбе между этой потребностью и потребностью к гомеостазу в нейтральных условиях доминирует последняя. В качестве же стимула может выступать только «внешняя мотивация», причем независимо от ее вида.

Одним из приемлемых путей разрешения этих противоречий является включение в процесс ФВ занятий на тренажерах, что позволяет достичь ощутимого результата достаточно быстро и, тем самым, получить стимул к дальнейшему развитию. Активный рост личных показателей становится более важным, чем просто соревновательные мотивы, к тому же ослабляемые круговым методом тренировки, когда каждый занят выполнением каких-либо упражнений. Таким образом, легко достижимый прогресс, даже в случае низких физических возможностей у тех, кто с трудом может добиться спортивных успехов, делает тренажеры привлекательными для любого. Результат – удовлетворение от занятий спортом и достижение наилучшего взаимодействия кинезофилии и мотивации, а отсюда – настроенность на дополнительные внеурочные тренировки. Важнейшей задачей педагога в такой ситуации является правильная расстановка акцентов успеха и неуспеха в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, чтобы избежать возможных негативных реакций.

Таким образом, полученные нами данные позволяют сформулировать четвертый принцип организации оптимального двигательного режима – усиление положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом путем привлечения старшеклассников к социально «престижным» видам спорта.

Проведенное регрессионное моделирование зависимости психофизиологических показателей и состояния здоровья от элементов двигательного режима подтвердило высокую значимость СДА в их формировании. По результатам анализа, приведенным в 7 главе, представляется возможным как прогнозировать состояние и развитие изучавшихся функций, так и организовать оптимальный недельный двигательный режим. При этом следует учитывать, что прогнозируемое улучшение показателей при продолжительности спортивных занятий свыше 15 часов в неделю обусловлено незначительным числом случаев спортивной гиперкинезии в исследуемой выборке. Однако, изучение показателей, имеющих определенные границы оптимума (таких как активность лизоцима) позволяет обоснованно утверждать, что наилучшее состояние организма в границах допустимого (физиологического) напряжения адаптационных механизмов достигается в диапазоне 8–14 часов в неделю. Это же следует из спорадического повышения острой заболеваемости у занимающихся спортом свыше 15 час/нед. Приведенный график 19 (стр. 88) легко позволяет рассчитать достигаемый результат при любых сочетаниях времени занятий на уроках ФВ и вне школы, хотя подобные расчеты не следует производить для индивидуальных данных. Кроме того, нельзя не отметить и ряд условностей в описанной модели:

  1. Приведенный в главе 6 анализ тесной связи структуры ДР с биоритмологическим типом, позволяет выдвинуть предположение о высокой вероятности различий в моделях, рассчитанных для юношей, относящихся к различным типам.
  2. Занятия физическими упражнениями, отличающимися по характеру, приводит к преимущественному развитию определенных двигательных качеств. В результате, при объединении разнородных данных возникает вероятность компенсации разнонаправленных воздействий и, следовательно, появления элементов уравнений с коэффициентами, близкими к единице (как это наблюдается для становой силы). Совершенно ясно, что это указывает не на отсутствие влияния со стороны данного фактора, а, скорее, на его разнообразие.
  3. Весьма важным критерием, определяющим силу и направленность воздействия ДР на организм, является уровень исходного состояния функций и качеств. Это положение нашло подтверждение в динамике развития ряда физиологических показателей, физической работоспособности и подготовленности.

Причиной отсутствия соответствующего анализа явилась недостаточность выборки для группировки по вышеуказанным признакам. Часть выбранных показателей имела слишком низкую вероятность для включения в модель (P < 0,05).

Вместе с тем, благодаря достаточно большому общему числу наблюдений и разнообразию изучавшихся двигательных режимов, представляется возможным утверждать о пригодности данной модели для групповой оценки ДР и разработки соответствующих рекомендаций по его оптимизации.

В заключение можно сказать, что предложенная концептуальная модель экспериментального двигательного режима позволяет достигать высокой эффективности в сохранении и укреплении состояния здоровья юношей; развивать у них функции и качества, профессионально значимые для военнослужащих, а также усиливать положительную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом.

ВЫВОДЫ

  1. В современных условиях, при наличии существующих программ обучения и воспитания в общеобразовательной школе, оптимальный уровень суточной двигательной активности учащихся старших классов не может быть достигнут без положительной мотивации к самостоятельным занятиям спортом и рациональной организации двигательного режима в учебном заведении.
  2. Экспертная оценка показала, что ведущими двигательными качествами, необходимыми в освоении и овладении как воинских, так и наиболее массовых в народном хозяйстве профессий, являются мышечная сила и общая выносливость. Приоритетного развития данных двигательных качеств программой физического воспитания в школе не предусмотрено.
  3. Экспериментальный двигательный режим в 10–11 классах заключался в:
    • увеличении объема обязательных занятий до 4 уроков физического воспитания в неделю при их равномерном распределении в недельном цикле;
    • целенаправленном развитии выносливости (циклическими упражнениями) и мышечной силы (с помощью занятий на общеспортивных тренажерах, которые занимали 60% от общего количества уроков);
    • увеличении двигательной активности во внеучебное время за счет вовлечении школьников в спортивные секции и самостоятельных занятий спортом;
    • проведении индивидуальных консультаций для самостоятельных занятий.
  4. Внедрение экспериментального двигательного режима позволило достигнуть гигиенической нормы по всем количественным показателям суточной двигательной активности: энергетические затраты составили 3873±184 ккал/сутки, число локомоций возросло до 19550±1021 шагов/сутки и продолжительность динамического компонента достигла 4.1±0.3 час/сутки.
  5. Благоприятное влияние экспериментального двигательного режима выразилось в положительной динамике следующих показателей состояния здоровья:
    • острая заболеваемость уменьшилась с 231 до 50 случаев на 100 чел. (в контрольных группах: ДР1 – со 190 до 123, ДР2 – с 239 до 172 случаев на 100 чел.);
    • в уменьшении числа юношей с избытком массы тела с 17 до 10%, при неизменном уровне в контрольных группах;
    • в уменьшении распространенности нарушений осанки с 58 до 10 случаев на 100 чел. (в контрольных группах - с 36 до 24 и с 48 до 27 случаев на 100 чел.);
    • в повышении индекса здоровья до 77% (в контроле – 20 и 17%).
  6. Структура двигательного режима и степень его воздействия на организм в значительной степени зависят от биоритмологического типа старшеклассников. При этом:
    • десинхронизация суточного двигательного режима с биоритмологическим типом препятствует благоприятному влиянию двигательной активности на функциональное состояние организма юно- шей, вплоть до отрицательной динамики показателей состояния здоровья, а также физиометрических показателей и физической работоспособности;
    • лучше всего приспособление к социально обусловленному двигательному режиму происходит у юношей промежуточного биоритмологического типа.
  7. Использование общеспортивных тренажеров на уроках физического воспитания у юношей 15–17 лет позволяет:
    • целенаправленно развивать мышечную силу и выносливость;
    • достигать высокую моторную плотность занятий (92%) за счет кругового метода тренировки;
    • индивидуализировать подбор физических нагрузок по характеру и объему;
    • быстро и эффективно воспитывать и формировать навыки самоконтроля при занятиях физической культурой по методике обратной связи.
  8. Гигиеническое нормирование суточной двигательной активности следует проводить с учетом ее воздействия на активность лизоцима в слюне. Это связано с высокой чувствительностью данного показателя неспецифической резистентности.
  9. Разработанная регрессионная модель двигательного режима допризывников позволяет прогнозировать состояние здоровья и степень развития двигательных качеств юношей и производить коррекцию существующего режима для достижения необходимого в конкретном случае результата.
  10. Оптимальный двигательный режим юношей допризывного возраста, обучающихся в средних общеобразовательных школах обеспечивается при соблюдении следующих гигиенических принципов:
    • максимального укрепления состояния здоровья (достижения гигиенической нормы суточной двигательной активности, соблюдения педагогических принципов физической тренировки, повышения неспецифической резистентности);
    • целенаправленного развития функций и качеств, необходимых для службы в вооруженных силах;
    • учета биоритмологических особенностей;
    • усиления положительной мотивации к занятиям физической культурой путем привлечения старшеклассников к социально доминирующим видам спорта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

(Список немного адаптирован под международные требования вопреки ГОСТ.)

  1. Абросимова Л.И., Байбикова Л.С., Симонова Л.А. и др. Физиологическое обоснование беговых нагрузок, развивающих выносливость у детей и подростков // Физиол. мех. адапт. к мышечной деятельности: Тез. конф. Волгоград, 1988, С.3–4.
  2. Адаменко А.М., Корсаков Л.И., Иванов В.Н. Комплексная оценка эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий среди допризывных контингентов // Воен.-мед. журн., 1988, 12, С.23–26.
  3. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети (Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления). Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986, 182 с.
  4. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Пуртов И.И. Результаты изучения заболеваемости детей // Здравоохр. Рос. Федерации, 1986, С.21–23.
  5. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце / Изд. 3‑е, перераб. и доп. Киев: Здоров'я, 1989, 216 с.
  6. Андриевский Б.П., Гончаренко Л.В., Боряк Л.В., Айзель К.В. Физическое воспитание детей как важный фактор сохранения и развития общественного здоровья // Пробл. обществ. здоровья в Зап. Сибири. Новосибирск, 1983, С.59–63.
  7. Антонова Л.Т. Актуальные проблемы патологии подросткового возраста // Акт. пробл. мед. обеспеч. подростков: Тез. докл. конф. М., 1983, С.10–12.
  8. Антонова Л.Т., Левина Л.Н., Мезенина Л.Б. и др. Состояние здоровья подростков при производственном обучении и труде в ведущих отраслях промышленности // Матер. VI Всерос. съезда гигиенистов и сан. врачей. М., 1985, С.19–22.
  9. Аринчин А.Н. Оптимизация двигательной активности как фактор первичной профилактики артериальной гипертензии у детей // Здравоохр. Белоруссии, 1987, 1, С.36–39.
  10. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / 2‑е изд., пеpеpаб. и доп. М: Медицина, 1990, 192 с.
  11. Бака М.М., Бойко Б.С., Гуревич С.С., Муравов И.В. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта. Киев: Здоров'я, 1983, 148 с.
  12. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988, 208 с.
  13. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. Киев: Здоров'я, 1987, 224 с.
  14. Биологические ритмы: В 2 т. / Пер. с англ.; Под ред. Ю.Ашшофа. М.: Мир, 1984.
  15. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987, 144 с.
  16. Бунак В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз, 1941, 364 с.
  17. Бурков А.В., Никитюк В.И. Воин, будь сильным! М.: Воениздат, 1985, 150 с.
  18. Бухарин О.В., Васильев H.В. Лизоцим и его роль в биологии и медицине. Томск: Изд-во Томского университета, 1984, 206 с.
  19. Васильев Н.В. Об одной возможной функции лизоцимов (мураминидаз) у высших животных // Медико-биологические препараты и иммунная реактивность организма. Томск, 1985, С.86.
  20. Виноградов П.А., Кабачков В.А., Пилипей Л.П. Проблемы физической подготовки допризывников // Теор. и практ. физич. культуры, 1990, 9, С.30–32.
  21. 21 Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988, 142 с.
  22. Волошин В.И., Кушниренко Е.А. Взаимосвязь функциональных нарушений осанки и физической подготовленности учащихся ПТУ // Теор. и практ. физ. культуры, 1989, 4, С.15–17.
  23. Всемирная организация здравоохранения. Женева. Предупреждение в детском возрасте состояний, приводящих к заболеваниям у взрослых. Женева: ВОЗ, 1982.
  24. Гайдай В.Я. Функционально-морфологическая характеристика и адаптационные возможности подростков // Акт. пробл. мед. обесп. подростков: Тез. докл. конф. М., 1983, С.76–78.
  25. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б. Адаптационные реакции организма и его резистентность в связи с мышечной деятельностью // Мед. пробл. физич. культуры: Респ. межвед. сборник, 1982, Вып.8, С.24–32.
  26. Гигиена детей и подростков (Руководство для санитарных врачей) / Под ред. Г.Н.Сердюковской и А.Г.Сухарева. М.: Медицина, 1986, 494 с.
  27. Государственная программа профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни населения СССР на период до 2000 года (Проект). М., 1989, 224 с.
  28. Готовить физически и нравственно крепкое пополнение Вооруженным Силам СССР // Физкультура в школе, 1989, 10, С.2–7.
  29. Гусев М.А. Специальная направленность в развитии двигательных способностей как эффективный путь воспитания надежности в действиях будущих воинов // Теор. и практ. физ. культуры, 1988, 2, С.27–28.
  30. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983, 160 с.
  31. Доpофейчук В.Г. Метод опpеделения лизоцима в слюне // Лабораторное дело, 1968, 1, С.28–30.
  32. Доскин В.А., Куинджи H.H. Биологические ритмы растущего организма. М: Медицина, 1989, 224 с.
  33. Зайцев В.Н., Лазарев В.Ф. Занятия физической культурой и спортом по месту жительства как фактор укрепления здоровья учащихся средних и высших учебных заведений // Сост. здор., гиг. воспит., физич. развитие и адапт. к физич. нагр. уч‑ся. Смоленск, 1988, С.25–27.
  34. Зубанов В.П. Циркадные ритмы физиологических функций при адаптации к мышечной деятельности: Автореф... канд. биол. наук. Новосибирск, 1983, 18 с.
  35. Иванова Н.И. Особенности изменений иммунного гомеостаза под влиянием физических тренировок различного вида и направленности // Акт. пробл. спорт. медиц. и леч. ф‑ры: Тез. док. Каунас, 1983, С.58–59.
  36. Кабачков В.А., Полиевский С.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1982, 174 с.
  37. Капасакалис В.А. Гигиеническое обоснование двигательного режима шестилетних детей, обучающихся в сельской школе: Автореф... канд. мед. наук. М., 1988, 24 с.
  38. Каргополов Г.А. Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в процессе подготовки юношей к военной службе // Акт. пробл. мед. обесп. подростков: Тез. докл. конф. М., 1983, С.139–141.
  39. Кирпичников А.Б. Физическая работоспособность как интегральный показатель уровня здоровья // Пробл. оценки функц. возможностей человека и прогн. здор.: Тез. докл. М., 1985, С.210.
  40. Киселев Д.М. Состояние и перспективы совершенствования медицинского обеспечения подготовки молодежи к военной службе // Акт. пробл. мед. обесп. подростков: Тез. докл. конф. М., 1983, С.137–139.
  41. Колесов Д.В. Физическое воспитание и здоровье школьников. М.: Знание, 1983, 220 с.
  42. Количество и содержание физических упражнений для развития и поддержания физического состояния (по материалам Международного олимпийского конгресса в Сеуле (сент.1988)) // Теор. и практ. физ. культуры, 1989, 2, С.58–59.
  43. Коломенский В.Н., Кострикова Л.Ф., Недригайло Л.В. и др. К вопросу о состоянии здоровья подростков в зависимости от заболеваний, перенесенных в детском возрасте // Акт. пробл. мед. обеспечения подростков: Тез. докл. конф. М., 1983, С.23–25.
  44. Комплексная программа физического воспитания учащихся X–XI классов общеобразовательной школы // Бюл. норм. актов Мин. просв. СССР, 1987, 10, С.40–47.
  45. Кондратьева И.И., Абрамова Е.И., Шумилова С.Л. и др. К обоснованию физиологических норм потребления энергии и пищевых веществ для детей и подростков школьного возраста // Вопросы питания, 1990, 5, С.4–8.
  46. Концепция развития физической культуры // Теор. и практ. физ. культуры, 1990, 3, С.3–7.
  47. Корсаков Л.И. К военной службе годен? // Агитатор армии и флота, 1990, 10, С.20–21.
  48. Крупицкая Л.И., Фомин Н.А. Влияние некоторых социально-гигиенических факторов на физическую работоспособность и состояние здоровья школьников, занимающихся и не занимающихся спортом // Гигиена и санитария, 1986, 9, С.28–30.
  49. Кpутько Б.Е., Каменева А.П., Иваненко А.Т., Кpивонос О.Б. Режим дня и состояние здоровья школьников в группах продленного дня // Гигиена и санитария, 1987, 12, С.75–76.
  50. Кучерин Н.А. Экономические аспекты заболеваемости и производительности труда / Изд. 2‑е, испр. и доп. Л.: Медицина, 1978, 240 с.
  51. Лебедева Н.Т. и др. Пути оптимизации двигательной активности детей и подростков // Теор. и практ. физ. культуры, 1986, 1, С.28–30.
  52. Лисицин Ю.П., Полунина Н.В. Образ жизни и состояние здоровья детей: Научный обзор. М.: ВНИИМИ, 1982, 78 с.
  53. Лутовинов В., Лоскутов В. Как подготовлен допризывник // Коммунист Вооруженных Сил, 1989, 5, С.47–50.
  54. Лутовинов В., Лоскутов В. Кто завтра встанет в армейский строй? // Коммунист вооруженных сил, 1988, 23, С.22–25.
  55. Любомирский Л.Е. О критических, сенситивных и ускоренных периодах развития моторики у школьников // Новые исследования по возрастной физиологии, 1987, 1, С.50–54.
  56. Лях В.И. Сензитивные периоды развития координаторных способностей детей в школьном возрасте // Теор. и практ. физ. культуры, 1990, 3, С.15–18.
  57. Матвеева Н.А., Кузьмичев Ю.Г., Усанова Е.П. Оценка здоровья школьного контингента с применением факторного анализа // Гигиена и санитария, 1985, 4, С.41–44.
  58. Материалы Всесоюзного съезда врачей СССР. М., 1988, 76 с.
  59. Материалы юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава Воен.-мед. акад. им. С.М.Кирова «Основные итоги и перспективы научных исследований по проблеме "Состояние здоровья военнослужащих ВС СССР"». Л., 1988, 38 с.
  60. Медведев Л.Г., Сорокин В.Г., Клепач А.И. К оценке работоспособности военнослужащих// Воен.-мед. журн., 1987, 10, С.45–46.
  61. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988, 256 с.
  62. Межрегиональные нормативы для оценки массы тела детей от 0 до 14 лет: Методические указания. М.: МЗ СССР, 1990, 38 с.
  63. Мейбалиев М.Т. Гигиеническое обоснование физического воспитания с активным развитием функций, значимых для трудового обучения школьников: Автореф... канд. мед. наук. М., 1988, 24 с.
  64. Методические подходы к оценке влияния физического воспитания на организм школьников: Методические рекомендации. М., 1990, 52 с.
  65. Методические рекомендации по вопросам изучения фактического питания и состояния здоровья населения в связи с характером питания. М.: МЗ СССР, 1984, 114 с.
  66. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах. М., 1982, 20 с.
  67. Методические рекомендации по совершенствованию физической подготовленности юношей допризывников учащихся старших классов. М., 1987, 26 с.
  68. Митина Т.В., Сидоpенко В.А. Лизоцим сыворотки крови, как показатель неспецифической сопротивляемости организма // Акт. вопросы военной медицины: Сб. науч. тpудов. Львов, 1982.
  69. Мотылянская Р.Е., Каплан Э.Я. Методологические аспекты использования пластической гимнастики как одной из форм оздоровительной физкультуры // Теор. и практ. физ. культуры, 1989, 3, С.17–20.
  70. Наставление по физической подготовке в Советской армии и Военно-морском флоте (НФП‑87). М.: Воениздат, 1989, 320 с.
  71. Никитюк Б.А. Адаптация, конституция и моторика // Теор. и практ. физ. культуры, 1989, 1, С.40–42.
  72. Никитюк Б.А. Генетическая и социальная обусловленность развития движений и двигательной активности // Соотношение биологич. и социального в человеке. М, 1975, С.378–387.
  73. Об утверждении государственного базисного учебного плана средней общеобразовательной школы: пpиказ ГК СССР по наp. обp. от 22.09.89 г №751 // Бюл. ГК СССР по HО: Серия дошк. воспит. и общее среднее образование, 1990, 1, С.17–23.
  74. Оганесян М.С. Гигиеническое обоснование нормирования циклических нагрузок для младших школьников: Автореф... канд. мед. наук. М., 1985, 24 с.
  75. О предоставлении права учителям физической культуры общеобразовательных школ самостоятельно вносить изменения в распределение часов по разделам программы; Письмо Мин. HО РСФСР от 17.04.89 г. №270/11–12 // Инф. сбоpник Мин. наp. обp. РСФСР, 1989, 19, С.31.
  76. Оранский И.В. Восточные единоборства. М.: Советский спорт, 1990, 90 с.
  77. Осипова М.С., Косаpева Г.Г., Лашнева И.П., Оpлова Е.В. Активность лизоцима, содержание натрия и калия в слюне как показатели функционального состояния организма детей // Проблемы и методы иссл. возp. физиологии. Баку, 1987, С.67.
  78. Падалка H.А. Влияние алиментарного лизоцима на растущий организм ребенка: Автоpеф... докт. мед. наук. М., 1983, 36 с.
  79. Пеpмяков A.A. Внешкольное физическое воспитание подростков. Киев: Рад. школа, 1989, 152 с.
  80. Петров В.К., Мартьянов С.С. О некоторых тенденциях в развитии атлетической гимнастики // Теор. и практ. физич. культуры, 1991, 7, С.43–45.
  81. Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоров'я, 1986, 251 с.
  82. Плешаков А.А., Ширяев А.В., Перфилова Л.И. Влияние мышечной деятельности на созревание секреторной функции пищеварительных желез у детей и подростков // Пробл. и методы возрастн. физиологии. Баку, 1987, С.70–71.
  83. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи (гигиенические аспекты). М.: Медицина, 1989, 150 с.
  84. Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. М.: Физкультура и спорт, 1988, 160 с.
  85. Положение детей в СССР. 1990 год: Состояние. Проблемы. Перспективы / Советский детский фонд им. В.И.Ленина. М: Дом, 1990, 120 с.
  86. Пономарев Н.И., Рейзин В.М. Анализ сформированности чувства «мышечной радости» после занятий физическими упражнениями // Теор. и практ. физ. культуры, 1989, 6, С.5–6.
  87. Применение центильного метода для оценки состояния здоровья школьников: Учебно-методическое пособие. Горький: Горьк. мед. ин‑ут, 1983, 52 с.
  88. Рогозкин В.А., Пшендин А.И., Шишина H.H. Питание спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1989, 160 с.
  89. Сердюковская Г.Н., Чурьянова М.И. Приоритетные направления научных исследований в области профилактики заболеваний среди детей и подростков // Гигиена и санитария, 1990, 11, С.4–8.
  90. Силина О.В. Физическая работоспособность и физическая подготовленность как показатель гигиенической оценки двигательного режима дошкольников // Науч. основы гиг. нормир. физич. нагр. для детей и подростков. М., 1980, С.97–104.
  91. Силла Р.В., Теосте М.Э., Салиева К.И., Тариен Х.Е. О распространенности гипокинезии среди детей и подростков и ее функциональных признаках // Науч. осн. гиг. нормир. физич. нагр. для детей и подр. М., 1980, С.12–16.
  92. Сонькин В.Д. Развитие энергетического обеспечения мышечной деятельности подростков // Физиология человека, 1988, 2, С.248–255.
  93. Сонькин В.Д. Энергетика оздоровительных упражнений // Теор. и практ. физ. культуры, 1991, 2, С.32–39.
  94. Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Возрастная динамика физических возможностей школьников (биоэнергетический аспект) // Теор. и практ. физ. культуры, 1990, С.38–44.
  95. Сорокин Ю. Готов ли к службе комплекс ГТО? // Советский воин, 1987, 18, С.42–43.
  96. Степанова С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. М.: Наука, 1986, 242 с.
  97. Сухарев А.Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников: Автореф... докт. мед. наук. М., 1972, 40 с.
  98. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991, 272 с.
  99. Сухарев А.Г. Концепция оптимальной суточной двигательной активности детей и подростков // Гипокинезия и спортивная гиперкинезия растущего организма и их коррекция: Тез. Всес. конф. Ташкент, 1983, С.159–160.
  100. Сухарев А.Г. Режим дня – залог здоровья. М.: Медицина, 1988, 32 с.
  101. Сухарев А.Г., Теленчи В.И., Шелонина О.А. Двигательная активность и здоровье детей и подростков: Обзорная информация. М.: ВНИИМИ, 1988, 72 с.
  102. Сухоцкий И.В. Силовая подготовка учащихся ПТУ допризывного и призывного возрастов. М.: Высшая школа, 1990, 80 с.
  103. Троценко Г.В., Соляник Ф.Т., Бесполудина и др. Распространенность заболеваний у подростков в промышленном районе крупного города (Деп. в НПО «Союзмединформ» 18.07.1989, №18077) // МРЖ, Серия VП, 1989, 12, 3332.
  104. Унифицированная методика изучения физиолого-гигиенических аспектов профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи. М., 1985, 82 с.
  105. Фетисов Г.В., Ситников В.А. Динамика физической подготовленности школьников за 10 лет // Гигиеническая основа оздоровления детей и подростков средствами физ. воспитания: Сб. науч. трудов. М., 1989, С.17–25.
  106. Физиология подростка / Под ред. Д.А.Фарбер. М.: Педагогика, 1988, 208 с.
  107. Физиология человека / Под ред. Н.В.Зимкина. Изд. 4‑е. М.: Физкультура и спорт, 1970, 534 с.
  108. Филатов В.М., Вайнер Э.Н. Изменения физической работоспособности старшеклассников под влиянием упражнений на выносливость // Новые исследования по возрастной физиологии, 1986, 1, С.47–51.
  109. Филина Т.И., Швецов А.Г. Социально-гигиенические аспекты профессиональной ориентации подростков // Гигиена и санитария, 1984, 9, С.46–47.
  110. Хроменкова В.П. Экономические аспекты временной нетрудоспособности при инфекционной патологии: Обзорная информация. М.: НПО «Союзмединформ», 1990, 52 с.
  111. Хронобиология и хрономедицина / Под ред. Ф.И.Комарова. М.: Медицина, 1989, 400 с.
  112. Шамошенко А.А., Душанин С.А., Пирогова Е.А. и др. Использование тренажеров в оздоровительных целях. Киев: Здоров'я, 1987, 136 с.
  113. Шелонина О.А. Гигиенические принципы организации целенаправленного физического воспитания учащихся технических училищ: Автореф... канд. мед. наук, М., 1985, 24 с.
  114. Шиган Е.Н., Остапюк С.Ф. Целевые комплексные программы в здравоохранении. М.: Медицина, 1988, 224 с.
  115. Шицкова А.П., Ястребова Г.Г., Гельтищева Е.А. Гигиенические проблемы применения технических средств обучения в вузах и школах // Гигиена и санитария. 1987, 6, С.4–6.
  116. Щедрина А.Г. Значение физической культуры в укреплении здоровья подрастающего поколения // Бюл. Сиб. отделения АМН СССР, 1985, 3, С.77–79.
  117. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1989, 136 с.
  118. Юшкевич Т.П., Васюк В.Е., Буланов В.А. Тренажеры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1989, 320 с.
  119. Юшко Ю.Н., Мардарь А.И. Показатели регуляции физиологических функций, состояния системы адаптации и уровня неспецифической резистентности организма в зависимости от уровня физического состояния военнослужащих // Воен.-мед. журнал, 1990, 11, С.55.
  120. Яблонский М. и др. Культуризмом к здоровью, силе и красоте. Братислава: Шпорт, 1969, 380 с.
  121. Ямпольская Ю.А. Популяционный мониторинг состояния физического развития детского населения в гигиене детей и подростков (обзор) // Мед. pефеp. жуpнал, Раздел VП, 1990, 1 (128), С.26–30.
  122. Acheson K.J., Campbell I.T., Edholm O.G., Muller D.S. & Stock M.J. The measurement of daily energy expenditure – an evaluation of some techniques, 1980, 5, pp.1155–1164.
  123. Astrand P.‑O. Experimental studies of physical working capacity in relation to sex and age. Copenhagen, 1952.
  124. Atha G.Jn. Exercise and Sport Sciences Reviews. Washington Copyright, 1982, pp.1–74.
  125. Berger B.G. Stress reduction through exercise: The mind-body connection // Motor Skills: Theory into Practice, 1984, 7, pp.31–46.
  126. Bokuvka J. Tělocvična aktivita ve struktuře volného času učovska mládeže // Teor. Prax. Teles. Vychovy, 1988, 36, 2, S.108–113.
  127. Bouchard C., Boulag M., Thibault M.C. et al. Training of submaximal working capacity: frequency, intensing, duration, and their interaction // J. Med. Phys. Fitness, 1980, 3, pp.29– 40.
  128. Bouchard C., Malina P.M. Genetics of physiological fitness and motor performance // Exerc. Sports. Sci. Rep., 1983, 11, pp.306–339.
  129. Broccoletti P. Building up: the young athletes guide weight traning. South bend, Icarus Press, 1988, 275 pp.
  130. Cox T. The nature and measurement of stress // Ergonomics, 1985, 28, 8, pp.1155–1163.
  131. Darden E. Higt – Intensity – Bodybuilding. A Perge Book. Lake Helen, Florida, 1987, 192 p.
  132. Davies K.J.A., Packer L., Brooks G. Biochemical adaptation of mitochondria, muscle, and whole animal respiration to endurance training // Arch. Biochem., 1981, 209, 2, pp.539–554.
  133. Dishman R.K.(Ed) Exercise Adherence: Its Impact on Public Health // Champaign, IL: Human Kinetics, 1988, pp.447.
  134. Dulberg H.N. Psychological Changes in Early Adolescent Males Inducted by Systematic Exercise // Amer. Correct. Ther. J., 1980, 34, 5, pp.142–146.
  135. Edholm O.G. Energy expenditure and calorie intake in young men // Proc. Nutr. Soc., 1970, 20, pp.71.
  136. Ferguson K.S., Yesalis Ch.E., Pomrehn P.R., Kirkpatrick M.B. Attitudes, knowledge and beliefs as predictors of exercise intent and behavior in schoolchildren // J. Sch. Hlth., 1989, 3, pp.112–115.
  137. Ferro-Luzzi A., Durnin J.V.G.A. The assessment of human energy intake and expenditure: a critical review of the recent literature. Roma: FAO, 1981.
  138. Fox E.L., Mathews D.K. The Physiological Basis of Physical Education and Athletics / 3rd edition. Philadelphia: Saunders College Publishing, 1981, pp.619–621.
  139. Giegy Scientific Tables / Edited by C. Lentner. in 4 vol. Basel, 1981–1986.
  140. Goodman R.A., Baker D.B., Powell K.E., Sayre J.W. Estimating the prevalence of leisure-time physical activity // J. Sports Med. and Phis. Fitness, 1988, 3, pp.360–366.
  141. Harter S. Effectance motivation reconsidered // Human development, 1978, 21, pp.34–64.
  142. Haskell W.L., Blair S.N. The physical activity component of health promotion in occupational settings // Publ. Hlth. Rep. (Wash.), 1980, 9, 2, pp.109–118.
  143. Hull E., Young S., Ziegler M. Aerobic fitness cardiovascular and cathecholamine responses to stressors // Psychophysiology, 1984, 21, 3, pp.353–360.
  144. Karvonen M.J. Physical activity and health // Finn. Sports Exerc. Med., 1983, 2, pp.4–9.
  145. Lange Andersen K., Ruterfranz J., Masironi R., Seliger V. Habitual Physical Activity and Health. Copenhagen: WHO Reg. Publ. Europ., 1978, Ser.6, 188 p.
  146. McArdle W.D., Katch F.I., Katch V.L. Exercise physiology: Energy, nutrition, a human performance. Philadelphia: Lea & Febiger, 1986, 11, pp.667–696.
  147. Montoye H.I., Taylor H.L. Measurement of physical activity in population studies a review // Hum. Biol., 1984, 56, pp.195–216.
  148. Moravec R. Vplyv vykonavanych pohybovych aktivit na telesny rozvoj a pohybovu vykonnost 7–18‑rocnej mládeže // Teor. Prax. Teles. Vychovy, 1989, 37, 10, 596–606.
  149. Mutch B., Banister E. Ammonia metabolism in exercise and fatigue: a review // Med. Sci. Sports Exerc., 1983, 15, 1, pp.41–50.
  150. Nancy M.O'Hara, Tom Baranowski, Bradley S. Wilson M.A., Guy S. Parcel, Bruce G. Simons-Morton. Validity of the Observation of Children's Physical Activity // Res. Q. Exercise. Sport, 1989, 60, 1, pp.42–47.
  151. Östberg O. Zur Typologie der circadianen Phasenlage. Ansätze einer praktischen Chronohygiene // Biologische Rhythmen und Arbeit; New-York: Springer, 1976, S.117–137.
  152. Pieter W., Taaffe D., Heijmans J. Heart rate response to taekwondo forms and technique combinations (A pilot study) // J. Sports Med. Phys. Fitness, 1990, 30, 1, pp.97–102.
  153. Quantanilha A. Effects of physical exercise and/or vitamin E on tissue oxidative metabolism // Biochem. Soc. Trans., 1984, 12, 3, pp.403.
  154. Saris W.H.M., Binkhorst R.A., Cramwinckel A.B., van Waesberghe, F., van der Veen-Hezemans A. The relationship between working performance, daily physical activity, fitness, blood lipase and nutrition in schoolchildren // Children and Exercise IX, 1980, 9, pp.166–174.
  155. Sass J. Zur selbständigen sportlichen Freitletatigung von Schülern der Klassen 5 bis 10 // Korp. Erziehung, 1985, 6, S.254–258.
  156. Siniarska A., Wolanski N. Strength, speed and persistence fitness in Polish populations, from 2 to more then 80 years of age // Studies in Human Ecology(Warszawa), 1983, 7, pp.205–223.
  157. Sporliche Aktivitat feeinflubt knochenmasse: Nach Vortragen auf der "Asia-Pacific-Osteoporosis Conference" // Postschr. Med., 1989, 107, 14, S.13.
  158. Sykova F., Kostková J. Podiel skolskej telesnej vyhovy na zabezpečovani vs‑estrannebo vyninu mládeže // Teor. Prax. Teles. Vychovy, 1987, 35, 9, S.527–536.
  159. Tell G.S., Vellar O.D. Physical fitness, physical activity and cardio-vascular disease risk factors in adolescents: The Oslo Youth Study // Prev. Med., 1988, 17/1, pp.12–29.
  160. Teply Z., Adamec C. Souĉasné prístupu krezeni optimálních pohvbovych resemu mládeņe v SSSR // Teor. Prax. Teles. Vychovy, 1987, 35, 11, S.547–551
  161. Thomas G.S. Physical Activity and Health: Epidemiologic and Clinical Evidence and Policy Implications // Prev. Med. (N.Y.), 1979, 8, 1, pp.89–103.
  162. Vines Gail. Is sport good for children? // New Sci., 1988, 119, 1622, pp.46–51.
  163. Winder W.W., Hickson R.C., Hagberg J.M., Ehsani A.A., McLane J.A. Training-induced changes in hormonal and metabolic responses to submaximal exercise // J. Appl. Physiol., 1979, 46, pp.766–771.
  164. Wolański N., Rozwój Biologiczny Człowieka. Państwowe Wydawnictwo Naukowe, wydanie 6, tom 1 i 2, Warszawa 1986, pp. 1–332 i 333–708
  165. Young people's health – a challenge for society: Report of a WHO study group on young people and "Health for all by the year 2000". Geneva: WHO(WHO. Technical report ser. No.731), 1986, 117 p.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Протокол экспертной оценки качеств и функций военнослужащих
  2. Примерные перечень упражнений и система проведения для урока физического воспитания с использованием общеспортивных тренажеров
  3. Тренажерные приспособления, использованные в организации двигательного режима
  4. Методы самоконтроля при занятиях на тренажерных приспособлениях
  5. Анкета саморегистрации суточной двигательной активности
  6. Данные изучения состояния организма учащихся
    1. Динамика физиометрических показателей
    2. Распределение учащихся по степени физической подготовленности
    3. Динамика ЛПЗМР
    4. Динамика расторможенных дифференцировок

Приложение 1. Протокол экспертной оценки качеств и функций военнослужащих

Приложение 2. Примерные перечень упражнений и система проведения для урока физического воспитания с использованием общеспортивных тренажеров

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6. Данные изучения состояния организма учащихся

Таблица 1. Динамика физиометрических показателей

а) Жизненная емкость легких (мл)

б) Окружность грудной клетки (см)

в) Экскурсия грудной клетки (см)

г) Мышечная сила кисти (кг)

д) Становая сила (кг)

Таблица 2. Распределение учащихся по степени физической подготовленности, %

Таблица 3. Динамика латентного периода простой зрительно-моторной реакции

Таблица 4. Динамика расторможенных дифференцировок при зрительно-моторной реакции

Таблица 2.


Некоторые дополнительные рассуждения

Copyright © 1993–2020 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.