Растровая графика

Раздел не завершен!

Содержание

Введение
Разрешение
Линиатура
В каких случаях потребуется более высокое разрешение?
В каких случаях допустимо более низкое разрешение?
Классификация
По критерию цветности
По глубине цвета
По разрядности для черно-белой
По разрешению
По назначению
Печать
Картинки из Интернета
Применимость конкретной картинки
Задания
Ссылки и литература
Сканирование
Оптическое распознавание символов

Введение

Растровая иллюстрация представляет собой совокупность описания точек, формирующих изображение. Каждая такая точка имеет четыре основные характеристики: размер, тоновое значение, глубину цвета и позицию. Растровое изображение всегда имеет определенное число точек по вертикали и строк по горизонтали. Другая характеристика — разрешение, то есть число точек на единицу длины. Традиционно используется единица «число точек на дюйм» (dot per inch, dpi). В некоторых случаях — «пикселей на дюйм» (pixel per inch, ppi) и «выборок на дюйм» (selections per inch, spi). Использование соответствующих размерностей на сантиметр распространения не получило, хотя и поддерживается основными программами.

Когда приходится сталкиваться со сканированием и/или обработкой растровой графики?

  1. Изображения, имеющиеся на бумаге, изготовление которых с помощью специальных программ невозможно или чрезмерно трудоемко (в том числе с использованием векторизации).

    Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистри­рован­ным пользователям!


Разрешение

Термин разрешение имеет два основных равноправно используемых и постоянно путаемых значения: абсолютное и относительное.

Абсолютное разрешение означает количество точек рисунка по горизонтали и вертикали. Стандартный вариант применения — разрешение экрана. Например, современный монитор или телевизор Full HD должен иметь разрешение 1920*1080 точек. В связи с распространением цифровых фотокамер, возникла производная величина — мегапиксел (миллион пикселов), получаемая перемножением числа точек по горизонтали и вертикали (фактически — площадь). Для приведенного примера (1920*1080) это составит 2 073 600 точек, то есть 2 мегапиксела. Кстати, отсюда вытекает прямой вывод, что такого разрешения потенциально достаточно только для просмотра на стандартном экране. Для правильной оценки величины следует также учитывать отношение сторон. Ведь для стандартного монитора и любительской камеры оно составляет 4:3, для широкоформатного экрана — 16:9, а для стандартизованной зеркальной фотокамеры — 2:3 (стандартный пленочный кадр 24*36 мм). Не вникая в тонкости фиксации изображения, следует упомянуть, что кадр 36-мм пленки может содержать количество точек, примерно соответствующее 10 Мпкс, слайд — 16 Мпкс.

Относительное (пространственное) разрешение растровой графики измеряется в точках на дюйм (dot per inch — dpi) или пикселях на дюйм (pixel per inch — ppi) и применимо как для сравнения изображений, так и для оценки возможности их использования. Учтите, что у любого экрана также есть относительное разрешение, но оно нигде не указывается и должно рассчитываться индивидуально.

Пиксель — самый мелкий экранный элемент растровой графики квадратной формы. Размер пикселя определяется разрешением (или наоборот).


Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистри­рован­ным пользователям!


Для измерения объемной графической информации (3D) используется термин воксел.

....

Линиатура растра

С точки зрения полиграфического воспроизведения, разрешение имеет прикладной смысл, основанный на понятии линиатуры. Смысл последнего понятия связан с технологией подготовки форм к печати и непосредственного процесса.

Сущность сводится примерно к следующему.


Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистри­рован­ным пользователям!


Более подробное разъяснение приводится на занятии.

В каких случаях потребуется более высокое разрешение?

Под мерой подразумевается то изображение, которое идеально соответствует задаче. В современном мире есть неразрешимая задача соответствия разрешению экрана, так как наблюдается форменная «битва» за пикселы, не имеющая в своей основе никакого смысла. Законы физики определяют всё! (См. таблицу ниже.)

Итак, повышение изначального разрешения нужно всегда, если предполагается увеличение размеров иллюстрации. Это следует учесть при сканировании и генерации растрового рисунка из векторной программы. И в том и в другом случае, как правило нет возможности задавать будущие абсолютные размеры.

В каких случаях допустимо более низкое разрешение?

Можно дать категоричный ответ: ни в каких. Но это будет не совсем верно. Просто желательно не опускаться ниже рекомендованных в таблице значений (см. ниже). Кроме того, изображение может быть существенно уменьшено, что приведет к пропорциональному возрастанию разрешения.

....

Разрешения (dpi) для растровой графики в зависимости от вида и назначения:

Приводимая таблица является сокращенным формализованным обобщением огромного массива информации и частично обосновывается на занятиях.


Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистри­рован­ным пользователям!


Классификация растровой графики

В основе лежит количество битов, отводимых на описание точки или, наоборот, цветность этой графики.

Схема классификации растровой графики:

1. По критерию цветности

То есть есть ли цвет и каковы его качественные различия.

1a. Штриховая или черно-белая (Bilevel, Bitmap или LineArt).

1b. Полутоновая (Halftone) [практически не используется и может считаться отмершей, сам термин стал использоваться для обозначения оттенков серого].

1c. Оттенки/градации серого (Grayscale). Возможно, данный вариант несет в себе наибольшую сложность, так как его очень часто называют черно-белым, бездумно перенося это словосочетание с привычных черно-белых фотографий.

1d. Цветная (Color). Бесспорно огромное значение цветной графики связано с глобальным распространением цветных дисплеев различного назначения. Отсюда же происходит и большинство грубейших ошибок работы с растровыми изображениями.

Цветовая схема RGB (аддитивная) или CMYK (субтрактивная).


Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистри­рован­ным пользователям!


2. По глубине цвета

2, 8, 16, 256... цветов. Соответственно обычно используется 1, 3, 4, 8, 16, 24 и 32-битное представление.

3. По разрядности для черно-белой

Разрядность растрового изображения означает количество битов, отводимое на описание каждого пикселя.

Bilevel состоит только из черных и белых пикселей. Подразделяется на:

  1. Line-Art (штриховая) — пикселы только черные или белые.
  2. Halftone (полутоновая) — состоит из матрицы (4×4, 8×8, 16×16), отдельные пикселы которой могут как бы симулировать серый цвет. В последнее время используется очень редко или даже не поддерживается программами, в связи с чем само понятие «полутоновой» стало использоваться для обозначения изображений с оттенками серого.

Gray-Scale (с оттенками серого), когда каждый пиксель может иметь дополнительную характеристику уровня серого цвета (из 256 уровней). Для описания каждой точки требуется 8 битов (1 байт). Соответственно размер несжатого файла будет в 8 раз больше, чем в случае штриховой графики.

4. По разрешению

Классификация носит достаточно условный характер, но довольно важна, так как применима для практических целей.

Можно выделить экранное (72(75) dpi, 96 dpi, 120(150) dpi) и для печати (300, 600, 1200 dpi).

Следует отметить, что большое разнообразие устройств отображения с разнообразными характеристиками и физическими размерами породило путаницу в стандартах.

5. По назначению

Печать растровой графики

Распечатка растровых графических изображений является одной из наиболее часто встречающихся проблем с почти полным отсутствием осмысленных разъяснений.

Для начала договоримся, что речь пойдет о распечатке на принтере или аналогичном устройстве вывода. Программа в данном случае не важна, пусть она и может создать множество затруднений.


Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистри­рован­ным пользователям!


См. также Линиатуру.

Для чего можно использовать картинку из Интернета?

Как ни горько об этом говорить, упомянутый вопрос является самым востребованным в современных реалиях. Не лишним будет вспомнить здесь о возможном нарушении авторских прав.

Вопрос также тесно смыкается с грамотностью использования поисковых систем.

Первично идея основана на том, что, найдя нужное изображение, мы знаем его абсолютные размеры в пикселах. С позиций, обсужденных на данной странице, с ходу о применимости картинки нельзя сказать ничего, необходимо произвести аналитический расчет.


Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистри­рован­ным пользователям!


Все, кто ожидает чудес или думает, что его это не касается, я убеждать не стану, хотя законы физики у нас общие.

Применимость конкретной картинки

Другой стороной ситуации станет возможность использования конкретного растрового изображения для той или иной задачи.

Для вывода на экран производить оценку имеет смысл с точки зрения абсолютного разрешения, то есть сопоставления числа точек картинки с числом точек монитора. Если, например, первое в любом измерении больше, то оно не поместится. Придется применять масштабирование или кадрирование для идеального вывода. В противном случае картинка займет лишь часть экрана.

Важнее использование иллюстрации для целей распечатки.


Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистри­рован­ным пользователям!


Задания

Ниже приведена общаяя идея с абсолютно прикладным смыслом. Значения можно подставить самостоятельно исходя из теории и здравого смысла.


Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистри­рован­ным пользователям!


Ссылки и литература

  1. Читать Википедию категорически запрещено! Почти все статьи содержат принципиально неверную точку зрения составителей.
  2. Пономаренко С.И. Пиксел и вектор. Принципы цифровой графики. СПб.: БХВ-Петербург, 2002, 496 с. (Единственная известная мне книга, которая содержит осмысленный текст.)

Copyright © 1993–2024 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.