Авторская точка зрения на ОГЭ по информатике и ИКТ
Современный экзамен по информатике и ИКТ в 9 классе можно рассматривать только как этап в подготовке к сдаче ЕГЭ и уродливую версию (в связи с примитивностью) оценки для последующей профильной учебы.
На выполнение всех заданий отводится 150 минут (75+75), но мои ученики выполнили его на реальном экзамене за 45 (максимум) со 100%-ным результатом. Это не потому, что я их так хорошо подготовил и они гениальны, а потому, что экзамен был глуп.
Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель.
Ни для кого не секрет, что работа, на которой не требуется достаточно серьезного использования ПК, скорее всего, может выполняться и выпускником начальной школы. Все остальные должны и знать, и уметь многое, включая использование текстового редактора, электронных таблиц, презентаций, подготовки материалов для сети Интернет, взаимодействие с последним, работу со сложными интерфейсами прикладных программ и т.д.
Во-первых, экзамен, безусловно, должен стать третьим обязательным после русского языка и математики.
Во-вторых, необходим пересмотр содержания в пользу прикладных навыков работы с информацией, включая практику использования программного обеспечения. То есть, выпускник должен получить своего рода сертификат ИКТ-компетентности.
Исходим из того, что обычный ученик выполняет теоретическое задание примерно за 1/3 времени от блестяще владеющего материалом или хорошего учителя. То есть выполнение чуть меньше 1/3 заданий показывает удовлетворительные знания (тройка).
Метапредметность заданий — обязательное условие, равно как и отражение внутренней сущности предмета.
Раздельные оценки теории и практики. В идеале — таблица, разобранная по темам для теории и практики.
Возможные вопросы
Часть 1 (теоретическая), 1 час
- Системы счисления
- Расчет количества растровой графической информации
- ...
- Горячие клавиши
- Использование мыши
- Типы файлов
- Построение табличной и графической модели данных по тексту
- Адресация (Интернет и электронная почта) - поиск ошибок
- ...
- Написание алгоритма для исполнителя без учета синтаксиса языка?
- ...
- Поиск информации в Интернете
Часть 2 (практическая за компьютером), 2 часа
- Оценка скорости набора текста (до 300 символов в минуту) с учетом ошибок
- Использование мыши
- Форматирование текста по образцу
- Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных
- Умение осуществлять поиск информации в Интернете
- Работа с электронной почтой (аутентифиация, вложение отправка нескольким адресатам)
- ...
- Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 20.1) или на языке программирования (вариант задания 20.2)
- ...