Адаптировано для СГО версии 4

Работа с расписанием

Описание приводится именно для этой роли не случайно. Все случаи, когда этой работой занимается заместитель директора по УВР (исключительной обязанностью которого это и является), заканчиваются проблемами. Хотя, конечно, должны быть и исключения.

Первичный ввод
Практический ввод расписания
Изменение расписания
Импорт расписания
Предметы с чередованием

Первичный ввод

Исходные условия (в порядке ввода, за редким исключением):

Для ввода следует перейти в пункт меню Расписание→Составить расписание и выбрать нужный класс, предмет, период.

Принципиально важно к этому моменту определиться, вводится расписание на весь учебный год или только на один учебный период.

Во-первых, расписание может заведомо различаться в разные периоды. В качестве примера можно привести объединение уроков физкультуры для лыжной или аналогичной подготовки. Если это присутствует, то расписание можно внести не на учебный период, а, например, с 1 сентября и до дня смены расписания.

Во-вторых, для тех, кто работает практически, а не размышляет, расписание меняется. В некоторых, особо сложных случаях, много-много раз в течение года.

Далее, при вводе расписания на весь учебный год, необходимо очень внимательно осуществить ввод учебного плана на все классы во всех периодах. Нестыковки могут привести к печальному результату.

Практический ввод расписания

Разбор мы произведем на примере 1-го класса, так как он имеет ряд особенностей, перекрывающих большинство неординарных случаев.

  1. Учебная нагрузка меняется в разные периоды для облегчения адаптации. То есть меняется и расписание.
  2. Имеются предметы с чередованием в разные недели.
  3. Наконец, там меньше уроков, предметов, учителей и кабинетов :)
Варианты работы с расписанием в течение учебного года

Вариант 1. Расписание меняется только в 1-х классах. Поэтому для них оно вводится на I четверть, а в последующие вводится вручную заново. Обычно это будет II четверть и II полугодие, то есть ввод производится трижды. Для всех остальных параллелей расписание вводится на весь год. Любые корректировки являются форс-мажорными и, соответственно, описаны в разделе Изменение расписания.

Вариант 2. Смена расписания не запланирована, но ожидается с большой степенью вероятности.

Вариант 3.

Изменение расписания

Изменение может быть запланированным либо возникшим спонтанно, под давлением обстоятельств. Интересен именно второй случай, так как к нему сложно подготовится заранее, а технология ничем не отличается.

Производя эту операцию, нужно четко понимать, что происходит на самом деле. (Хотя до конца это можно знать, только посмотрев недоступный нам с вами исходный код программы.) Похоже, что во всех случаях корректировки происходит физическое удаление уже внесенных уроков, а затем — создание новых по введенным нами условиям. Именно в первом шаге скрыты крайне неприятные моменты. Во-первых, урок не может быть удален из расписания, если: 1) в нем выставлена хотя бы одна оценка, 2) хотя бы один пропуск, 3) ему присвоено задание (домашнее или другое). То есть изменение расписания при любом из перечисленных событий невозможно, вначале нужно их все удалить (читай — уничтожить проделанную кем-то работу)! Кстати, это может вылиться в катастрофу, если практикуется широко распространенное нарушение с выдачей домашнего задания на каникулярный период.

Во-вторых, урокам могут быть присвоена тема и эта пометка исчезнет вместе с предыдущей версией расписания. Учителям соответствующих предметов после всех изменений придется произвести проверку тем в изменяемых журналах.

Итак, что неожиданное может встретиться?

  1. Смена учителя.
  2. Обычные перестановки уроков или аудиторий.
  3. Перемена мест "парных" уроков: алгебра/геометрия, русский/литература и т.п. Как правило это естественный процесс, решение по которому может принять только ведущий предмет учитель. Важно, что это затрагивает только одного человека и все проблемы блокировок будут созданы и решены именно им. Даже если таких учителей двое, то процесс будет инициирован только по обоюдной договоренности.
  4. Плановые изменения.

Причинами перестановок может быть что угодно: ошибка составителя, неизвестные ранее или вновь возникшие обстоятельства у учителя (учителей), решения вышестоящих организаций, наконец, просто капризы.

Смена учителя может быть постоянной (в случае увольнения) или временной (болезнь). Для варианта постоянной замены на другого учителя распространяется все вышесказанное о первичном вводе. Он должен быть введен в качестве учителя для каждого класса и предмета (меню Обучение—Предметы), после чего в них корректируется расписание. С единственной особенностью: начало периода работы зачастую не будет соответствовать началу учебного периода.

Замены — одна из самых сложных и трудоемких повседневных работ. Ее смысл в первую очередь связан с тем, что учитель, указанный в расписании для данного урока (заменяющий), сможет выставлять оценки. Кроме него это смогут сделать: основной учитель (указанный в меню Обучение—Предметы), классный руководитель (указанный в меню Обучение—Классы), завуч, администратор.

Импорт расписания

Чтобы произвести импорт, нужно подготовить соответствующий файл, что выглядит реальным только для ситуации экспортирования из другой программы (в том числе СГО) в формат XML. Крайне важно, что для всех объектов (предметы, кабинеты, классы, учителя) должна использоваться та же система кодирования, что и в СГО. Конечно, добиться этого можно, но трудоемкость чрезмерна для большинства ситуаций. Исключением будет только случай ввода в новом периоде, рассмотренный в отдельном разделе.

Предметы с чередованием

Эта ситуация системно встречается исключительно в начальной школе, когда, например, в четные недели проводится урок технологии, а в нечетные — урок ИЗО. Соответственно, в учебном плане на период будет указано 0,5 часа для каждого из предметов. Порядок ввода для указанного примера:

  1. В разделе создания расписания переходим в нужный класс, нечетную неделю, предмет ИЗО.
  2. Указываем день недели, номер урока, кабинет. Учитель присвоится автоматически из списка учителей в классе.
  3. Сохраняем расписание на интервал, указывая вариант "Каждые 2 недели".
  4. Переходим на четную неделю. Расписание там обязано быть пустым.
  5. Выбираем предмет Технология.
  6. Указываем день недели, номер урока, кабинет.
  7. Сохраняем расписание на интервал, указывая вариант "Каждые 2 недели".
  8. Для проверки можно перейти на нечетную неделю. Расписание там обязано быть пустым.

Единственным затруднением в этом процессе является понимание того, что считать первой неделей. Принципиальная разница, естественно отсутствует, но это должно быть решено при изначальном составлении расписания и четко обозначено в нем.

В качестве опорного значения стоит использовать первую полную неделю года, которую считать четной/нечетной. Естественно, если учебный год начинается с понедельника, такой проблемы не будет. Обратите внимание, что в СГО 1-я неделя та, которая включает 1-й учебный день

Ввод в новом периоде

Эта ситуация возникает с началом каждого нового периода (триместра, четверти, полугодия), так как в норме расписание формируется не на весь год, как уже упомянуто выше.


Copyright © 1993–2020 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.