Свойства и использование символов

Значимость символьной (текстовой) информации переоценить невозможно.

Можно говорить примерно о 90% информационных объектов в штучном выражении. Текстовые документы содержат от 100 до, минимум, 40% буквенных знаков. Бóльшая часть остальных знаков представлена цифрами или спецсимволами, каждый из которых имеет свои правила использования. Наконец, на многих графических объектах также присутствуют символьные обозначения.

Все виды подготовки символьной информации можно свести к следующим категориям.

  1. Стандартизованное.
  2. Регламентированное ситуативно.
  3. Основанное на здравом смысле.
  4. Основанное на отсутствии здравого смысла.

К стандартам (1) мы еще неоднократно вернемся.

Ситуативный регламент (2) относится к подготовке многообразных рефератов, статей, материалов конференций и т.п. Крайне часто бывает неполон и требует "домысливания".

О здравом смысле (3) здесь и пойдет речь в первую очередь. Многие мелочи описываются в достаточно редких источниках и носят рекомендательный характер.

Бездумие (4) специально внесено в список отдельным пунктом. Этот вариант базируется на отсутствии знаний и интеллекта и доминирует абсолютно. Именно его мы постараемся научиться избегать.

Итак, практически все документы, подготавливаемые в текстовом редакторе, состоят преимущественно из символов. Так как современные возможности вплотную приблизились, а кое в чем превысили возможности полиграфии, на пользователей легла большая ответственность качественной подготовки.

С ряда прикладных позиций, символы можно (и имеет смысл) разделить на:

Все символы так или иначе располагаются в файлах шрифтов, каждый — со своим названием. В эпоху до использования кодировки Unicode, шрифт мог содержать не более 255 знаков (28–1 с учетом 8-битовой кодировки) из которых 31 отводился для служебных целей. При этом символы до 127 наследовали расстановку предыдущей 7-битовой системы кодирования.

Символы, отличающиеся от стандартных, «размазывались» по сотням шрифтов. Появилась целая индустрия разработки выдуманных мнемосимволов, единственным практическим смыслом которых была распечатка.

С одной стороны, такого ограничения вполне хватало для национальных шрифтов, но, с другой, катастрофически затрудняло работу со специальными символами и смену одного шрифта на другой.

Кодировка Unicode использует уже не 8 битов, а 16 (2 байта), откуда вытекает предельное число знаков — 65535. Все пространство разбито на страницы, за которыми закреплена тематика. Внутри тематики каждому знаку определен конкретный код. Часть кодов пока остаются в резерве. Таким образом, в любом Unicode-шрифте символы расположены совершенно одинаково. В теории. На практике я не видел ни одного шрифта, заполненного согласно стандартам, а не полупустого.

Обратите внимание, что расширение кодировки Unicode сверх двух байтов не обсуждается. В первую очередь по причине отсутствия интеллекта у разработчиков. Трата времени.

На сегодня и еще много лет в будущем, подавляющее большинство профессиональных шрифтов будет 8-битовыми. Это объясняется длительностью и сложностью работ по созданию в сочетании с реальными потребностями конечных потребителей.

С прикладной точки зрения, программы могут поддерживать Unicode или нет. В первом случае при выборе шрифта и смене языка либо выбирается нужная кодовая таблица, либо подключается вторая половина шрифта на раскладку клавиатуры.

Другие программы Unicode не поддерживают и использование соответствующих шрифтов невозможно.

Любой стандартный шрифт состоит из четырех файлов, соответствующих начертаниям: Normal (Standard), Bold, Italic, Bold-Italics.

С точки зрения формата, доминирующее распространение получили TrueType и Adobe Type 1.

Набор символов

Во-первых, большинство распространенных символов набираются со стандартной клавиатуры, за счет переключения между двумя языками: английским и национальным.

Во-вторых, в любом Windows-приложении можно набрать любой символ 8-битовой кодировки с цифровой клавиатуры.

В-третьих, существует программа Таблица символов (Character Map [CharMap]), переносящая через буфер любой символ из шрифтов, установленных на используемом компьютере.

В-четвертых, некоторые программы имеют встроенные механизмы набора знаков по их 16-битовым кодам. Например, тот же Word.

Управление форматированием символов

Оно может быть осуществлено как глобально (через диалог с множеством настроек), так и индивидуально для любого(!) из параметров через команду. Для многих есть готовые кнопки и/или горячие клавиши.

Приемы работы и рекомендуемые свойства или значения обсуждаются отдельно.

Начнем с общего диалога. Ранее он назывался Characters (символы) и состоял из одной экранной формы. Теперь его переименовали в Шрифт (Font) и он состоит из трех вкладок, ранее как-то умещавшихся. Это с учетом увеличения абсолютного разрешения за эти годы, как минимум, в 5 раз.

Для открытия диалога можно воспользоваться горячей клавишей Ctrl+D, а также пунктом меню (2003) или щелчком по значку на ленте (с 2007).

Важная функция диалога: можно не только изменить, но и просмотреть полные настройки. Некоторые сложно оценить, многое невозможно увидеть. Только так!

Итак, первая вкладка диалога Шрифт называется Шрифт и ее первый пункт озаглавлен Шрифт (гениально!). Она содержит наиболее востребованные позиции, касающиеся воздействия на внешний вид символов. Первой строкой идет важнейшая триада: Шрифт, Начертание и Размер — параметры, вынесенные на инструментальную панель во всех версиях (да и в любом редакторе текстов тоже).

Во второй строке приведен цвет и подчеркивание с его цветом. Обратите внимание: цвет Авто, это не то же самое, что и Черный! Нажатие на список приведет к открытию стандартной панели выбора, различающейся набором в разных версиях программы.

Подчеркивание в Word многообразно (перечень из 18 вариантов раскрыт полностью для удобства восприятия).

Следует не забывать, что другие программы однозначно поддерживают только одинарное подчеркивание, некоторые — еще и двойное. Остальное будет потеряно при необходимости импорта. Цвет подчеркивания ничем не отличается от цвета символов.

Следующий блок касается Видоизменений символов, то есть всего, что не вписалось в стандартный подход.

Призываю обратить пристальное внимание на образец, где весьма наглядно отображается, что произойдет с текстом после ваших манипуляций.

Последний элемент, кнопка "По умолчанию..." имеет не совсем обычное назначение. Она позволяет записать производимые изменения для текущего стиля в текущий шаблон. После этого такой вариант будет использоваться во всех новых документах и замещать оформление в связанных документах с принудительным обновлением стилей. Будьте аккуратны!

Вторая вкладка Интервал относится к немножко несовместимым дополнительным изменениям.

Под Масштабом подразумевается растягивание или сжатие символов по ширине, вызывающие существенные искажения и приводящие к снижению читабельности. Не надо этим злоупотреблять!

Интервал просто меняет расстояние между буквами. Шаг изменения в диалоге — 0,1 пункта (~0,035 мм), но это немало. Вручную можно изменить значение с точностью до 0,05 пункта! Раздвигание называется разрядка и в норме используется в русской художественной литературе для акцентирования на слове в предложении (вместо ударения). При использовании следует обязательно захватывать пробел перед и после слова.

Уменьшать межбуквенный интервал следует с очень большой аккуратностью в ситуациях, когда его обязательно нужно уместить в ограниченном пространстве.

Смещение (вверх/вниз) отличается от индексов только тем, что не меняет размер символов. Это не замена индексов, а крайне редко используемая настройка!

Кернинг относится к профессиональной терминологии. Очень кратко. Расстояние между некоторыми символами должно быть уменьшено или увеличено для лучшего восприятия текста. Информация об этом хранится в файле шрифта, но применение требует дополнительных (и существенных) вычислительных ресурсов. На больших символах отсутствие кернинга может привести к уродливости.

Вкладку Анимация я всегда воспринимал как то ли шутку, то ли дурь, извините.

Позволю себе напомнить, что после нажатия кнопки OK в этом диалоге, за горячей клавишей F4 закрепляется команда форматирования символов, состоящая из всех пунктов диалога. Даже если вы ничего там не изменяли. Эффект остается вплоть до выполнения другой команды. Это полностью идентично работе инструмента "Кисть" в Word.

Начертание и занимаемое символами пространство

Естественно сравнивать изменение основного шрифта при присвоении ему начертаний. Тогда провести обратную процедуру не представит сложности.

Самое простое начертание — полужирное (Bold). Очевидно, что внутренний просвет букв обязан сохраниться почти неизменным, иначе нарушится внешний вид. Но линии должны иметь большую толщину, что возможно только расширением наружу. Отсюда вытекает естественное увеличение ширины подавляющего большинства знаков. Вывод: полужирное начертание потребует больше места в строке.

Курсивное начертание (курсив) — это не просто наклон символов, как это искусственно делается в некоторых программах при отсутствии необходимого файла (Equation Editor, шрифт Symbol). Это отдельный шрифт, создаваемый на основе обычного, со множеством дополнительных изменений. Было бы ошибочным думать, что наклон приведет к уширению. В норме, качественно выполненный курсив ýже или, в крайнем случае, имеет такую же ширину, как шрифт без начертания. Вместе с тем, сравните «т» и «т».

Полужирный курсив также располагается в отдельном файле и обладает неоднозначными свойствами, так как совмещает сужение курсива и уширение полужирного начертания. Полужирный курсив совсем не сложение начертаний, а отдельный шрифт.

Подчеркивание не относится к начертаниям, а является дополнительным свойством, реализуемым алгоритмами приложения, что нередко порождает неожиданные отличия. Оно никак не влияет на объем текста.

Для того, чтобы оценить влияние начертания на ширину символов для конкретного шрифта, достаточно присвоить его тексту, занимающему не менее 5–7 строк и последовательно применить начертания. Следить обычно надо за положением последнего знака абзаца. Проще это сделать при включенных переносах в связи с большей плотностью символов в строке.

Как уже сказано выше, шрифт состоит из четырех файлов с разными начертаниями. Отсюда вытекает, что каждое начертание отрисовано отдельно и может иметь множество отклонений от обычного. Справедливости ради отметим, что профессиональные шрифты подчиняются общим закономерностям.

Зрительное выделение частей текста

Выделение применяется для привлечения внимания читателя к смыслу выделенного текста. Существует множество способов.


Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистрированным пользователям!


Следует понимать, что возможно сочетание нескольких способов из разных групп, что отчасти послужило основанием для такого деления. В совокупности получатся многие тысячи вариантов. Это значит, что запутаться в них может и сам автор. Не стоит злоупотреблять, а лучше ориентироваться на общепринятые правила, реальную необходимость и форму окончательного документа.

Обратите внимание, что с увеличением сложности выделений, особенно при их разнообразии в многостраничном документе, значительно возрастает эффективность использования текстовых стилей.

Требовния к оформлению

Готовится...

Приемы работы

Готовится...


Copyright © 1993–2020 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.