Подготовка презентаций

Данный раздел очень глубоко стыкует несколько серьезных тем.

Огромное количество литературы по теме мало кому помогло, да и мало в чём. Разве что в появлении непрошибаемой наглой самоуверенности и мастерской способности хвалиться созданными образцами уродства. Грубо, жестко, но речь идет про 90–95% всего материала.

Естественно, данная работа относится к разряду творческих, что и определяет тезис «я — художник...»

В качестве приложения для подготовки презентаций будет обсуждаться исключительно Microsoft PowerPoint (2016), как определенный стандарт в данной области.

Чуть позднее предполагается описание подготовки презентаций в других, неспециализированных приложениях и форматах. Например, Word, PDF, видеофильм. (Устно будет кратко обсуждено на занятии.)

Ниже пока только некоторые тезисы, которые в основном и будут постепенно раскрываться.

Неприятная новость для оптимистов: в большинстве случаев сбор данных для презентации проходит безболезненно только во время выполнения тех действий, которые она должна отразить. Более того, обдумывание того, как это представить на слайде, зачастую оказывает значительное изменение всех планов и действий.

Никто не отрицает важность умения создать презентацию за пару часов (заметьте, не за 30 минут). Однако, такая спешка всегда сопряжена с «халтурой».

Первой задачей при подготовке презентации должно быть формулирование целей.

Эстетика слайдов и презентации в целом

То, что касается данной тематики и обычно выражается словом «красивенько» в раздел не попадет никаким образом. Творческая составляющая этой части остается прерогативой составителей.

Фон

Украшательства

Шрифт, кегль. Угловые размеры

Картинки векторные и растровые, источники, разрешение, масштабирование, обрезание

Нумерация слайдов

Подготовка с точки зрения показа (вывода)

Вся подготовка упирается в устройство вывода, универсальный вариант невозможен, так как существуют принципииальные технические отличия. Строго говоря, существуют три основных способа вывода презентаций.

  1. Аудиторная презентация с использованием проектора или большого телевизора.
  2. Просмотр на экране компьютера.
  3. Распечатка на принтере.

Не следует считать два последних варианта совсем уж вторичными. Во-первых, именно в этих условиях происходит подготовка слайдов, оказывающаяся источником большинства проблем последующего отображения.

Во-вторых, презентация — не способ вывода, а своего рода структурированный дайджест по теме. Он может быть подготовлен для индивидуального ознакомления или обучения. Особенно при дополнительном озвучивании слайдов.

В-третьих, существует практика конкурсного оформления презентаций, сдаваемых в печатном виде.

В обсуждаемом контексте подразумевается исключительно показ презентации с использованием второго экрана (проектор, телевизор, стеновая панель и т.п.). Вариантов всего два, но они определяют принципиально различающиеся способы проведения презентации.

Первый вариант (правильный), когда производится расширение экрана, то есть проекция дополняет основной экран. Только в этом случае возможно использование режима докладчика, когда на экране источника показываются слайды с комментариями и удобной навигацией. Появляется возможность ничего не упустить и комфортно перемещаться, не вовлекая в процесс зрителей.

Второй вариант с дублированием экрана используется гораздо чаще. На мой взгляд, это, в первую очередь, сопряжено с низкой квалификацией выступающих и выраженной неуверенностью в своих действиях. Особенно это усугубляется при использовании других программ (не презентационных), не настраиваемых разработчиками для работы с двумя экранами. Некомпетентность технических специалистов при подключении порождает множество проблем с графическими искажениями.

Подробнее см. в разделе Подключение проектора.

Формат слайдов

Договоримся сразу, переделка слайда из одного формата в другой возможна, но это работа не на пару минут, а на час или больше. В связи с этим, выбор этой характеристики однозначно относится к тематике первостепенной важности.

С другой стороны, представить себе ситуацию, что автору безразлично, как будет выглядеть его работа, мне сложно. Тем более, работа, основанная на некоторой «показушности». Представить — сложно, но я все равно никогда не видел другого отношения. Один раз — скандал, что изображение не на весь экран. (Демонстрировать должен был руководитель, готовил — подчиненный.)

Цветопередача проекционной техники

Анимация

По анимацией в контексте презентации следует понимать визуальные эффекты появления на экране слайдов и отдельных объектов на них. Примечательно, что по умолчанию никаких эффектов не предусмотрено.

В PowerPoint концепция несколько иная. Анимация относится только к объектам, а появление (смена) слайдов вынесено в отдельную категорию.

Появление слайдов

Если к данной возможности не обращаться вообще, то никто этого не заметит.

Анимация объектов

Во многих случаях совсем без эффектов анимации обойтись нельзя. В качестве примера возьмем сложный слайд, описывающий процесс. Появление всего содержания сразу отвлечет зрителей от выступающего и мысль может затеряться. Вывод отдельных частей по команде лектора по мере рассказа сделает объяснение максимально доступным.

Другой пример (крайне примитивный)

Демонстрация слайдов

Варианты подключения

Режим лектора

Использование таймера

Типовые ошибки

Ошибок, систематически совершаемых при подготовке как отдельных слайдов и их элементов, так и презентаций в целом, крайне много. Самое печальное в этом то, что многие из них совершаются не по незнанию, а являются предметом особой гордости авторов.

Выявление, описание, систематизация и, особенно, аргументация ошибок — достаточно неприятная, сложная и нудная работа. Чтобы сформировался достаточно разумный перечень, потребуется достаточно много времени. Безусловно, сюда войдет многое из того, что будет обсуждаться на занятиях.

Ко всем пунктам будет(!) прилагаться комментарий или ссылка на обсужение.

Ошибки технического характера

Сюда вносится все, что не делается в первую очередь из-за отсутствия навыков технического характера, своего рода "хитростей".

Ошибки анимации

Сам по себе факт использования агрессивных способов анимации почти всегда является ошибкой. Единственным вариантом, одобряемым лично мной, будет осмысленное стремление внести оживление. Но это приемлемо далеко не всегда.

Появление новых объектов на слайде всегда поможет докладчику обеспечить восприятие слушателей конкретных данных, избегая рассеивания внимания. Но оно должно быть четким и последовательным. Все должны понимать, где ожидается появление новой порции информации. Само событие, соответственно, не должно вызывать раздражения, в первую очередь — невозможностью «считывания» из-за несуразных задержек варианта проявления.

Ошибки дизайна

Ошибки содержимого слайда(ов)

Нестандартный способ использования PowerPoint

Программы для подготовки презентационных материалов никогда не использовались исключительно по прямому назначению.


Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:

  1. Студент I/II курса ВХК РАН
  2. Бывший студент ВХК РАН
  3. Подготовка к ОГЭ
  4. Подготовка к ЕГЭ
  5. VIP-пользователь
  6. Благотворитель

Список литературы

  1. Bradbury, Andrew (Andrew J.) Successful presentation skills/Andrew Bradbury. Kogan Page: London and Philadelphia, 3rd ed., 2007, 160 p.
  2. Stephen Few. Show Me the Numbers/ Designing Tables & Graphs to Enlighten, 2005, 128 p.
  3. Елизаветина Т. М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу. М: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003, 240 с.
  4. Peery, Angela B., Creating effective presentations: staff development with impact. Rowman & Littlefield Education: Lanham • New York • Toronto • Plymouth, UK, 2011, 111 p.
  5. Alexei Kapterev. Presentation Secrets: Do What You Never Thought Possible with Your Presentations. Indianapolis: John Wiley & Sons, 2011, 306 p.
  6. Nancy Duarte. Slide:ology. The art and science of creating great presentations. Beijing • Cambridge • Farnham • Köln • Sebastopol • Taipei • Tokyo: O’Reilly, 2008, 297 p.
  7. Garr Reynolds. Presentationzen. Simple ideas on presentation design and delivery. New Readers. 2008, 236 p.
  8. Andrew V. Abela. Advanced presentations by design. Creating Communication That Drives Action. Pfeiffer. San Francisco: A Wiley Imprint, 2008, 220 p.
  9. Davis, Martha. Scientific papers and presentations, 2nd ed., San Diego-San Francisco-New York-Boston-London-Sydney-Tokyo: Academic Press 2005, 377 p.

Copyright © 1993–2020 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.