Манипулятор «мышь»

Материал рассчитан как на тех, кто не умеет пользоваться мышью в принципе, так и на тех, кому нужно обобщить и систематизировать свои знания и навыки.

Мышь была разработана в 1960-е годы, но настоящее массовое распространение получила только 1980-е, когда были созданы надежные программные и аппаратные интерфейсы.

Начать изложения с негатива, я считаю принципиально необходимым! Ибо культ работы мышью достиг умопомрачительных масштабов.

Подавляющее большинство случаев действий мышью порождает обязательную последовательность, изложенную ниже.

  1. Найти глазами курсор мыши. Наиболее вероятное дополнительное действие — подвигать ее. Часть пользователей работает на двух мониторах, некоторые — больше.
  2. Определить точку, в которую нужно передвинуть курсор, мысленно рассчитать траекторию и необходимое движение правой кисть. Здесь принципиален опыт.
  3. Возможно — нажатие кнопки.
  4. Произвести перемещение. Камень: почти 100% пользователей вообще не понимают сути этой кинематики, проводимой однозначно под постоянным зрительным контролем.
    • Начало движения — медленное: идет оценка правильности заданной траектории.
    • Потом — быстрое движение в область назначения (двигательный рефлекс, основанный на опыте).
    • Замедление для точного позиционирования.
  5. Нажатие кнопки (возможно двойное или тройное) либо отпускание, если она была ранее нажата.

Позволю себе не давать оценку умственных способностей того, кто будет отрицать хотя бы один пункт из перечисленного. Даже тех, кто (обоснованно или нет) считает себя асами в использовании мыши.

Для справедливости, то же для горячей клавиши.

  1. Естественно, ее надо знать — единственный объективный минус.
  2. Установить руку в нужное положение и нажать клавиши (тот же двигательный рефлекс, основанный на опыте).

Зрение не задействовано либо используется минимально. Возможно, придется использовать правую руку, сняв ее с мыши.

Рискну высказаться, прекрасно понимая, что многие обидятся. Хотя целью является попытка заставить думать! Если вы все делаете мышью, то вас следует отнести к категории абсолютно неэффективных пользователей интерфейса. Если вы в основном работаете с использованием горячих клавиш, переключаясь на мышь, если это удобнее в конкретной ситуации, вы — идеальный пользователь с точки зрения эффективности. Надеюсь понятно, что речь идет только о ситуациях, решаемых обоими способами.

Поскольку пользователь расходует свое время, силы и здоровье, принятие решений всегда остается за ним.

Закроем тему тезисом, что мышь — абсолютно необходимое устройство ввода, по важности мало уступающее клавиатуре. Напряженность действий с мышью должна стимулировать вас к отделению операций, где она: незаменима, наиболее удобна, удобна в данном случае, должна быть заменена клавиатурными способами.

Весьма вероятным результатом будет благодарность от зрения, мозга и мышц правой руки.

Основные действия

Так как стандартными можно считать только левую и правую кнопки, рассматриваться будут именно они.

Действий, совершаемых кнопками мыши, всего два: щелчок (click) и буксировка или перетаскивание (drag). (Замечание. Использование слова «клик» вместо щелчка нельзя считать приемлемым, так как оно является «калькой» с английского, грубейшим жаргонизмом.)

Учитывая, что кнопок две, всего можно совершить четыре действия.

Щелчок левой кнопкой. Это — наиболее часто используемое действие, приводящее к разным результатам.

Щелчок правой кнопкой. Вызывает контекстное меню, то есть меню, меняющее набор своих команд в зависимости от объекта и ситуации. За счет этого пользователь должен увидеть краткий список именно того, что в данном случае можно сделать. К сожалению, этот набор задается программистом и не всегда соответствует всем или даже наиболее нужным командам.

Буксировка левой кнопкой. Кнопка нажимается и удерживается, а мышь перемещается в другую точку. После её достижения кнопка отпускается. Результат этого действия зависит от того, где кнопка была нажата и где отпущена.

Так, если нажатие произведено на объекте (пиктограмма, выделенный текст, выделенная область, линия и т.п.), то фактически мы его «придавили» и «тащим» в новое место: туда, где кнопку отпустим.

Когда же действие начинается на свободном месте, мы «обводим» некоторую область (стандартно — прямоугольную) и выделяем все находящиеся в ней объекты. Надо заметить, что многие программы выделяют объекты, как только они попадут внутрь этого прямоугольника, а другие, наоборот, требуют, чтобы объект целиком попал внутрь выделения.

Буксировка правой кнопкой. Крайне редко используемая функция.

Щелчок, в свою очередь, может быть не только одинарным. На практике используются 2, 3, 4 и 5 щелчков левой кнопкой.

Пауза между ними должна быть краткой. В противном случае, компьютер будет рассматривать два нажатия, как два отдельных щелчка, а не как двойной. Продолжительность этой паузы изменяема в настройках мыши, хотя это может вызвать нежелательное привыкание к нестандартному действию.

Двойной щелчок (double click) используется для запуска (открытия) объектов в большинстве графических операционных систем. Отсюда возникает распространенная ошибка — щелкать два раза везде.

Более интересна реакция при редактировании текста. Заметьте, что за действием всегда зарезервирован один и тот же результат — выделение слова. К сожалению, в разных случаях использован разный подход к тому, что следует считать разделителем слов.

Если в Microsoft Word перевести курсор мыши на левое поле, то он изменит форму:. Теперь двойной щелчок выделит целый абзац.

Тройной щелчок (triple click) в большинстве случаев редактирования текста выделяет абзац. На левом поле в Word — выделит весь текст.

Четверной щелчок (quadruple click) и пятерной щелчок (quintuple click), возможно, являются экзотикой. Но такие комбинации использованы, например, в Adobe InDesign.

Клавиши-модификаторы

Те 12 действий, которые мы теоретически можем получить двумя клавишами, совершенно недостаточны. Тем более, что в активной практике используются только четыре из них: одинарный щелчок правой/левой кнопкой, буксировка и двойной щелчок левой кнопкой.

Но, каждое действие может осуществляться не только само по себе, но и при нажатой одной или нескольких специальных клавишах: Alt, Ctrl и Shift.

Удерживание этих трех клавиш даст нам 23 = 8 возможных комбинаций:

  1. Alt;
  2. Ctrl;
  3. Shift;
  4. Alt+Ctrl;
  5. Alt+Shift;
  6. Ctrl+Shift;
  7. Alt+Ctrl+Shift;
  8. специальные клавиши не нажимаются.

Всего получается 32 потенциально активных действия (4×8) и 96 возможных действий (12×8).

Кроме того, их можно комбинировать: щелкаем где-то в документе, а второй раз осуществляем Shift+click в другой точке. Будет выделен фрагмент от первой до второй точки.

Какие из них и как работают в конкретной программе, можно выяснить из Справки, руководства пользователя, Интернета и других источников. Но не следует забывать, что и вся эта вместе взятая информация может быть неполной. Только эксперимент позволит изучить возможные функции.

Дополнительные кнопки

Помимо двух стандартных, мышь может быть оснащена дополнительными кнопками. Все они могут быть запрограммированы на выполнение тех действий, которые посчитает нужным пользователь. В том числе с разной настройкой для некоторых программ.

Во-первых, это двойной щелчок, во-вторых — клавиатурные сочетания. Нередко дополнительные кнопки заранее продуманы для использования в браузере или для игр.

Совет. Дополнительную кнопку под большим пальцем удобно запрограммировать как нажатие Esc (закрытие практически всех диалогов). Но только если большой палец за неё не цепляется случайно. Кстати, в этом случае вы напрасно потратили деньги на неэргономичную мышь. Я много лет пользовался этим способом, но потом не смог подобрать манипулятор на замену вышедшему из строя.

Колесо (колёсико) прокрутки

Одно из наиболее эргономичных изобретений в компьютерной отрасли, служащее для прокрутки экрана. Кроме того, в него встроена кнопка, нажатие которой стандартно включает мышиный режим прокрутки экрана.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что рывки экрана при прокрутке крайне негативно отражаются на зрении и на общем утомлении.

Кстати, теоретически, действия с колесиком могут совмещаться с допол­нительными кнопками, например, с Shift. Попробуйте в браузере: возможно вам понравится.

Драйвер

В современных операционных системах установка драйвера на примитивную двухкнопочную мышь с колесиком не требуется.

При этом не может не изумлять подход, когда покупается многокнопочтная игровая мышь, стоящая в 10–50 раз дороже обычной (до 250$), и от нее ожидается наличие полного функционала просто так.

Установка драйвера мыши от производителя в этом случае такое же принципиальное условие, как и для, например, видеоадаптера.


Copyright © 1993–2020 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.