Теоретические аспекты подготовки к ОГЭ (ГИА-9)

Раздел предполагается в качестве обсуждающего тематику, важную именно для ОГЭ, но не вошедшую в основные материалы сайта.

Экзамен 9 класса по информатике и ИКТ был, есть и будет самым простым, хотя его сдача тупо для набора количества весьма сомнительна. Правильная подготовка (нужные материалы, осознание тем, решение разных типов заданий) вполне уложится в полугодие с гарантией получения оценки не ниже 4. Естественно, только для того, кто учиться хочет.

С 2012 года структура экзаменационных вопросов претерпела значительные изменения, но именно на этом варианте основано изложение.

Лично мне крайне обидно сокращение практической части, сопровождающееся возможностью получить 5 баллов за правильно решенную теорию.

При подготовке чрезвычайно важно обратить внимание на расширение с 2010–2014 года формулировок тематики каждого вопроса при его четкой конкретизации. Глупо ориентироваться просто на демонстрационный вариант.

С 2020 года экзамен вновь принципиально изменен. Многие вопросы изъяты (в том числе хорошие) и значительно увеличена практическая часть. Теперь получение «пятерки» только за теорию стало невозможно.

Отличное выполнение всех заданий за 30–50 минут гарантирует сдачу ЕГЭ около границы оценивания 3/4 без дополнительной подготовки. То есть в этом скрыта достаточно редкая ситуация преемственности экзаменов 9 и 11 класса. Именно поэтому для предполагающих сдачу ЕГЭ обязательна(!) подготовка к ОГЭ.

Демонстрационные версии с сайта ФИПИ за все годы существования экзамена.

Теперь немаловажная правда: требования федеральные, а сам ОГЭ — региональный. Это означает, что каждый регион самостоятельно готовит варианты экзаменационных заданий для учащихся, проживающих на его территории. Москва — отдельно, Ставропольский край — отдельно... Отсюда вытекает следующее: каждый регион имеет полное право на любую блажь, входящую в границы, определенные демонстрационной версией (не менявшейся с 2014 года) и спецификацией.

Ключевые моменты

Экзамен состоит из 10 теоретических вопросов с кратким ответом (часть 1) и 5 практических, выполняемых на компьютере (часть 2). Большинство теоретических заданий легко выполняется устно, либо с минимальными записями в черновике или на КИМе (для рисунков).

«На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут), рекомендуемое время на выполнение заданий части 1 — 30 минут, на выполнение заданий части 2 — 2 часа (120 минут)». (Методические рекомендации... 2020, Рособрнадзор от 16.12.2019 №10-1059)
Важное замечание! КИМ, выдаваемый на экзамене, принадлежит вам, а не государству или организаторам. В связи с этим, делать на нем любые записи вы имеете полное право, а они, скорее всего, понадобятся, так как могут сэкономить время на переписывание или перерисовывание.

Изложение (раскладка) вопросов на данный момент соответствует экзамену 2020 года (в процессе доработки)!

Часть 1

  1. Б. Умение оценивать количественные параметры информационных объектов
  2. Б. Умение кодировать и декодировать информацию
  3. Б. Умение определять истинность составного высказывания
  4. Б. Умение анализировать формальные описания реальных объектов и процессов
  5. Б. Умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя
  6. Б. Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на языке программирования
  7. Б. Умение использовать информационно-коммуникационные технологии
  8. П. Умение осуществлять поиск информации в Интернете
  9. Б. Умение анализировать информацию, представленную в виде схем
  10. Б. Знание о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации

Часть 2 (практическая за компьютером)

Обратите внимание, что любая ошибка в подготовке технических средств — однозначный повод к апелляции по полученным баллам в этой части. Единственным условием будет озвучивание претензий организаторам с последующим написанием апелляции ДО выхода с ППЭ!

Учащимся следует рекомендовать записывать время, ушедшее на устранение заявленного недочета. Для этого в аудитории должны быть часы. Не забываем, что все фиксируется на видеозаписи.

Итак, с 2020 года практическая часть становится приоритетной и за нее дается 9 баллов из 19.

  1. Б. Поиск информации в файлах и каталогах компьютера
  2. Б. Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию
  3. П. Умение создавать презентации (вариант задания 13.1) или создавать текстовый документ (вариант задания 13.2)
  4. В. Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы.
  5. В. Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 15.1) или на языке программирования (вариант задания 15.2).

Удаленные вопросы

До 2019 года включительно.

  1. Б. Знание о файловой системе организации данных (тест)
  2. П. Умение представлять формульную зависимость в графическом виде
  3. П. Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд
  4. Б. Умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке
  5. П. Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке
  6. Б. Умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию
  7. П. Умение определять скорость передачи информации
  8. П. Умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки

Удаленные вопросы, связанные с подготовкой текстов (текстовым редактором) и электронными таблицами.

Стоит ли их читать? Это зависит от цели подготовки. Если вы планируете становиться профессиональным пользователем ПК, то настоятельно рекомендую. Иначе — не тратьте время. С другой стороны, ознакомьтесь с проектом экзамена на 2020 год.


Copyright © 1993–2020 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.