Вопросы ОГЭ (ГИА-9) по текстовым редакторам (Удалены с 2012 г.)

Задание 3. Знание основных принципов создания текста в текстовом редакторе.
Кодификатор 2.3.1/2.4.1. Уровень сложности Б, 1 балл. Время выполнения – 2 минуты.

Задание 15. Знание основных принципов создания текстов в текстовых редакторах
Кодификатор 2.3.1/2.4.1. Уровень сложности Б, 1 балл. Время выполнения – 3 минуты.

Задание 21. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул
Кодификатор 2.3.1/3.3. Уровень сложности П, 2 балла. Время выполнения – 10 минут.

Теоретический материал, посвещенный ошибкам в текстовом документе.

И что?

Достаточно сложно сформулировать отношение к ликвидации данной тематики.

Пожалуй, ограничусь тем, что за всю свою жизнь мне не удалось встретить ни одного(!) человека, способного достаточно качественно пользоваться возможностями текстового редактора. Специалисты IT-профиля умеют это едва ли не в разы хуже среднего. Многие знают только как нажимать около 2/3 клавиш и 2–3 кнопки, но полагают, что работать умеют весьма достойно.

Исключением является большинство (не все!!!) людей, занимающихся профессиональной подготовкой текстов III–IV категории сложности или компьютерной версткой.

Задания

Комментарии приведены к каждому вопросу. Пополнение материалов не планируется. Хотя, в свете проекта ОГЭ на 2020 год, оно предполагается к возвращению (13.2)...

Рассматривать их надо бы с точки зрения пункта кодификатора 2.3.1: Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул.

Задание 3 (примитивное). Знание основных принципов создания текста в текстовом редакторе

Конечно радует, что разработчики экзамена увидели массовую проблему неправильной расстановки пробелов у знаков. Только это не покрывает даже мизерной доли процента необходимых знаний.

Вопрос никчемный, для набора баллов ничего не знающими.

  1. Демо 2011 (3). В каком из перечисленных ниже предложений правильно расставлены пробелы между словами и знаками препинания?
    1) Не суйся , середа , прежде четверга !
    2) Не суйся,середа,прежде четверга!
    3) Не суйся, середа, прежде четверга !
    4) Не суйся, середа, прежде четверга!

  2. Демо 2010 (3). В каком из перечисленных ниже предложений правильно расставлены пробелы между словами и знаками препинания?
    1) Добрая слава бежит, а худая–летит.
    2) Добрая слава бежит,а худая – летит.
    3) Добрая слава бежит , а худая – летит.
    4) Добрая слава бежит, а худая – летит.
  3. Демо 2009 (3). В каком из перечисленных ниже предложений правильно расставлены пробелы между словами и знаками препинания?
    1) Синица на море пустилась :она хвалилась, что хочет море сжечь.
    2) Синица на море пустилась:она хвалилась, что хочет море сжечь.
    3) Синица на море пустилась: она хвалилась, что хочет море сжечь.
    4) Синица на море пустилась : она хвалилась, что хочет море сжечь.

Задание 15 (терминологическое и оценочное). Знание основных принципов создания текстов в текстовых редакторах

Для изучения чего бы то ни было, необходимо знать термины и их определения. Здесь разработчики потрудились на славу, проигнорировав все нормы! Спасибо, хоть пояснили достаточно внятно, что имели в виду.

Существует комплекс понятий, характеризующих термин начертание, выходить за границы которого нет ни смысла ни объективной возможности. Оно бывает прямым (без начертания, обычное); курсивным (Italic); полужирным (Bold); жирным (Bold-Bold, не встречается в текстовых редакторах). Ремарка: оформление подчеркиванием не относится к начертаниям.

Еще во времена наших дедов, для обозначения размера шрифта использовался термин кегль, всегда измерявшийся в пунктах. Приведенное же в заданиях название принесено в русский язык компанией Microsoft.

Выравнивание не имеет никакого отношения к теоретическому объекту «строка». Это — атрибут абзаца. Кстати, в Word их не четыре, а пять. «По ширине» имеет синоним «по формату».

Межстрочный интервал = междустрочный интервал или интерлиньяж.

Величина абзацного отступа = красная строка или отступ первой строки.

«Вертикальный интервал между абзацами». Шедевр языкотворчества!

Кроме того, тексты подобраны не настолько профессионально, чтобы их было легко оценить. Отсутствие переносов и грубые ошибки окончания строк также не спообствуют формированию у учащихся культуры подготовки текста. Фрагменты слишком большие для решения поставленных вопросов.


  1. Демо 2011 (15). Даны два фрагмента текста из произведения А.С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В обоих фрагментах используется шрифт одного и того же семейства (гарнитуры).

    Какие из перечисленных ниже свойств символов и абзацев различаются для левого и правого фрагментов текста? В ответе перечислите номера различающихся свойств в порядке возрастания, например 134.
    1) Начертание шрифта (прямое, курсивное)
    2) Насыщенность шрифта (светлый, полужирный, жирный)
    3) Размер шрифта
    4) Выравнивание строк (левое, правое, по центру, по ширине)
  2. Демо 2010 (15). Даны два фрагмента текста из произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В обоих фрагментах используется шрифт одного семейства (гарнитуры).

    Какие из перечисленных ниже свойств символов и абзацев различаются для левого и правого фрагментов текста? В ответе перечислите номера различающихся свойств в порядке возрастания, например, 124.
    1. Начертание шрифта (прямое, курсивное).
    2. Насыщенность шрифта (светлый, полужирный, жирный).
    3. Размер шрифта.
    4. Выравнивание строк (левое, правое, по центру, по ширине)
  3. Демо 2009 (15). Даны два фрагмента текста из произведения А.С. Пушкина «Дубровский». В обоих фрагментах используется шрифт одного семейства (гарнитуры).

    Какие из перечисленных ниже свойств символов и абзацев различаются для левого и правого фрагментов текста? В ответе перечислите номера различающихся свойств в порядке возрастания, например 126.
    1. начертание шрифта (прямое, курсивное)
    2. насыщенность шрифта (светлый, полужирный, жирный)
    3. размер шрифта
    4. межстрочный интервал
    5. величина абзацного отступа
    6. величина дополнительного вертикального интервала между абзацами
    7. выравнивание строк (левое, правое, по центру, по ширине)

Задание 21 (практическое). Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул

Кодификатор описывает множество навыков, необходимых для выполнения задания. Однако, там есть только перечисленное ниже (обобщено для всех заданий).

При этом допущен ряд грубых ошибок. Вот некоторые из них (включая критерии оценивания).

Приведенные в демоверсии тексты содержат 477, 353, 446 и 582 символа (с пробелами), то есть могут быть набраны за 5–7 минут. На форматирование потребуется еще пара минут.

За задание дается только 2 балла, а ошибок разрешается допустить на все 20!

В заключении упомяну, что лично использую идентичные задания для проведения экзамена в вузе с 2007 года, а ранее (с 1993 года) — для проведения зачета. Мне немножко виднее, что присутствует в реальной жизни, чего можно добиться и что должно быть в задании для реальной проверки.
При этом все равно считаю глупостью изъятие вопроса 21 из экзамена!


  1. Демо 2020 [проект] (13.2). Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце.
    Данный текст должен быть написан шрифтом размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине, и первая строка абзаца имеет отступ в 1 см. В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом, курсивом и подчеркиванием.
    При этом допустимо, чтобы ширина вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
    Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.

    Углерод – один из химических элементов таблицы Менделеева. На Земле в свободном виде встречается в виде алмазов и графита, а также входит в состав многих широко известных природных соединений (углекислого газа, известняка, нефти). В последние годы ученые искусственным путем получили новую структуру углерода (графен).
    Плотность алмаза3500 кг/м3
    Плотность графита2100 кг/м3
    Температура воспламенения алмаза (на воздухе)1000°C
    Температура воспламенения графита (на воздухе)700°C


  2. Демо 2011 (21). Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце.
    Данный текст должен быть написан шрифтом размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине, и первая строка абзаца имеет отступ в 1 см. В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом и курсивом.
    При этом допустимо, чтобы ширина вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
    Текст сохраните в файле.

    Смоленская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Граничит с Московской, Калужской, Брянской, Псковской и Тверской областями России, а также с Могилёвской и Витебской областями Белоруссии.

    Административный центрСмоленск
    Общая площадь49 778 км2
    Население966 тыс. человек
    Плотность населения19,4 чел./км2

  3. Демо 2010 (21). Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце. Данный текст должен быть написан шрифтом, использующим засечки (например, Times) размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине, и первая строка абзаца имеет отступ в 1 см. В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом и курсивом.
    При этом допустимо, чтобы ширина вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
    Текст сохраните в файле. Имя, каталог и формат файла вам сообщат организаторы экзамена.

    Тамбовская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр — г. Тамбов. Граничит с Рязанской, Пензенской, Воронежской и Липецкой областями. Область занимает центральную часть Окско-Донской (Тамбовской) равнины. Рельеф пологоволнистый, расчлененный балками и оврагами.

    Административный центрТамбов
    Общая площадь34 462 км2
    Население1 130 тыс. человек
    Плотность населения32,8 чел./км2

  4. Демо 2009 (21). Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце. Данный текст должен быть написан шрифтом, использующим засечки (например, Times) размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине и первая строка абзаца имеет отступ в 1 см. В основном абзаце есть слова, выделенные жирным шрифтом и курсивом.
    При этом допустимо, чтобы ширина вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
    Текст сохраните в файле. Имя, каталог и формат файла вам сообщат организаторы экзамена.

    Краснодaрский край был выделен из состава Азово-Черноморского края 13 сентября 1937 года. Административный центр края — город Краснодар. Край омывается водами Азовского и Черного морей. Из общей протяжённости границы — 1540 километров — 740 километров проходит вдоль моря. Край делится рекой Кубань на две части: северную — равнинную (2/3 территории) и южную — предгорья и горы (1/3 территории). Имя реки часто распространяют на весь край, называя его просто – Кубань.

    Административный центрКраснодар
    Общая площадь75 500 км2
    Население5 121 тыс. чел.
    Плотность населения67,1 чел./км2


Copyright © 1993–2020 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.