Вопрос 14, часть 2 (практика) ОГЭ (ГИА-9): Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы

Проверяемый предметный результат обучения по спецификации (2020): Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы

Кодификатор 2.3.2/2.6.1/2.6.2/2.6.3/3.1. Уровень сложности В, 2 балла.

Время выполнения – 30 минут.

Перейти к заданиям

Теоретический материал по Excel.

В 2020 году до кого-то дошло, что уже пора убрать отсюда базы данных (чего не надо было включать с первого дня).
Указания по оцениваниюБаллы
Во всех случаях допустима запись ответа в другие ячейки (отличные от тех, которые указаны в задании) при условии правильности полученных ответов.
Также допустима запись ответов с точностью более двух знаков.
Получены правильные ответы на два вопроса и верно построена диаграмма3
Не выполнены условия, позволяющие поставить 3 балла. При этом имеет место одна из следующих ситуаций:
- получен правильный ответ только на один из двух вопросов, и верно построена диаграмма;
- получены правильные ответы на оба вопроса, диаграмма построена неверно
2
Не выполнены условия, позволяющие поставить 2 балла. При этом имеет место одна из следующих ситуаций:
- получен правильный ответ только на один из двух вопросов;
- диаграмма построена верно
1
Не выполнены условия, позволяющие поставить 1, 2 или 3 балла0
Максимальный балл3

Лично у меня нет ни одного замечания по критериям. Четко, просто, понятно.

Замечания по нюансам

  1. Пессимистично. «На компьютере должны быть установлены знакомые участникам экзамена программы». (Методические рекомендации... 2020, Рособрнадзор от 16.12.2019 №10-1059)
    Но установить абсолютно все невозможно и это надо понимать.
    Пример. Версии Excel 2007–2019 отличаются, но не настолько принципиально, чтобы поднимать шум. Если же вам предложили использовать Excel 2003 (XP) (или совсем другую программу), то вы имеете право требовать замены. Ее не будет (однозначно) и потребуется написание апелляции, по результатам которой вам обязаны добавить баллы до максимального даже при невыполненном задании.
  2. Первое и главное, что надо понять: задания 1 и 2 в принципе не предполагают проведения расчетов, их может вообще не быть в файле. Только запись ответов. Если вы их списали, то это остается на вашей совести, и вы не обязаны никому ничего доказывать, снижение баллов недопустимо!
  3. Эффективное выполнение возможно только при умении пользоваться клавиатурой.
  4. Критерии допускают запись ответов в других ячейках. Изначальные ячейки заданы не от большого ума, так как сформирована утопическая идеальная схема выполнения. Таким образом, для большого числа экзаменуемых эти ячейки потребуются для обработки.
    Как быть?
    1. Если вам эти ячейки не нужны, разместите ответы в соответствии с заданием
    2. Войдите в положение проверяющего и не складывать ответы не пойми куда.
    3. Идеальным решением будет не используемая 1-я строка. Напрашиваются ячейки H1 и I1: и найти несложно и вам не мешает.
    4. Диаграмма ляжет на ваши расчеты с вероятностью не менее 90%. Но вам это уже не помешает никак.
  5. ...

«»

Возможные алгоритмы выполнения

В комментариях к оцениванию совершенно справедливо сказано «Возможны и другие варианты решения». Тысячи возможных алгоритмов, но, на мой взгляд, следует использовать наиболее эффективные, а не самые красивые. Нет такого требования.

Первым делом стоит разделить экран и закрепить области, чтобы всегда видеть заголовок.

Следующий момент — включение автофильтра.

Алгоритмы для задания 1

  1. Устанавливаем фильтр по предмету.
  2. Устанавливаем второй фильтр на баллы, с условием >600.
  3. Выделяем любую колонку и считываем в правом нижнем углу Количество.
  4. Так как в него попал заголовок (1-я строка), вычитаем единицу. Ответ получен!
  5. Время выполнения не превысит 1 минуту.

Естественно, задание можно решить и формулой. Здесь первичными будут рассуждения.

  1. Нам потребуется слово «информатика», которое лучше сразу скопировать. Набирать руками в данном случае чреваты ошибками!
  2. Формула должна считать.
  3. Счет идет сразу по двум условиям, откуда появляется необходимость использования функции СЧЁТЕСЛИМН.
  4. Ставим курсор в нужную ячейку.
  5. Вводим значения в диалоге (скопированное слово пригодится). Итог: =СЧЁТЕСЛИМН(C:C;"информатика";D:D;">600").

Обратите внимание на предложенную авторами задания формулу =ЕСЛИ(И(C2="информатика"; D2>600); 1;0)).

Выше речь шла про современный Excel. А если у вас другая программа, где описанных возможностей нет или вы не знаете, как ими воспользоваться? Еще один важный момент касается того, что многоступенчатый анализ, хоть и требует много времени и места, имеет несколько преимуществ. Во‑первых, он нагляден, включая возможность зрительного контроля для простых (элементарных) значений. Во‑вторых, в реальных условиях промежуточные значения можно использовать для других целей. В‑третьих, из работающих и проверенных простых «кусочков» можно собрать и проверить очень сложную формулу.

  1. Естественно, абсолютно необходимым будет знание простейших функций.
  2. Вставим в ячейку E2 формулу =ЕСЛИ(C2="информатика"; ИСТИНА; ЛОЖЬ)). [Интересна другая версия, но не здесь: =ЕСЛИ(C2="информатика"; 1; "")]
  3. Скопируем ее в диапазон E2:E1001.
  4. Результатом станет вывод ИСТИНА только в тех ячейках, где указан нужный нам предмет.
  5. В ячейку F2 запишем формулу =ЕСЛИ(D2>600; ИСТИНА; ЛОЖЬ)) и также распространим ее на всю колонку.
  6. В ячейку G2 запишем формулу =E2+F2, дающую значения 0, 1 или 2. Последнее совпадает с искомыми нами строками.
  7. В ячейку H2 запишем формулу =ЕСЛИ(G2=2; 1; "") и размножим. Именно ради этого мы и работали. Все ненужные ячейки выглядят пустыми, а нужные можно сосчитать функцией.
  8. Умнее было бы вписать сразу три формулы и размножать их. Но кто знаком с быстрыми способами работы, потратит лишь несколько лишних секунд.
  9. Вряд ли такой трудоемкий способ удобен для экзамена. Важен принцип разделения на сколь угодно много частей с их последующим обобщением.

Алгоритмы для задания 2

  1. Нам потребуется слово «информатика», которое лучше сразу скопировать.
  2. Формула должна вычислять среднюю.
  3. Счет идет по условию из другой колонки: нужна функция СРЗНАЧЕСЛИ.
  4. Ставим курсор в нужную ячейку.
  5. Вводим значения в диалоге (скопированное слово пригодится). Итог: =СРЗНАЧЕСЛИ(C:C;"информатика";D:D).
  6. Время выполнения не превысит 1 минуту.

  1. Скопируем слово «информатика».
  2. В ячейку I2 запишем формулу =ЕСЛИ(C5="информатика"; D5; "")
  3. Скопируем ее в диапазон I2:I1001.
  4. Теперь по этой колонке можно посчитать обычную среднюю: =СРЗНАЧ(I:I).

Алгоритмы для задания 3

Для формирования любой диаграммы, нужно подготовить таблицу с данными.

  1. Введем в три ячейки одной колонки значения по заданию: В, Зел и З. (Мной использованы ячейки Q3, Q4 и Q5, что повлияет на формулы.)
  2. В соседнюю с «В» ячейку (R3) введем формулу: =СЧЁТЕСЛИ(A:A;Q3) и скопируем ее в R4 и R5.
  3. Выделим 6 полученных ячеек и вставим диаграмму требуемого типа. Кстати, авторы произвели запрещенное разнесение секторов.
  4. Время выполнения не превысит 2 минуты.
  5. Таблица для диаграммы крайне примитивна. В более сложном варианте может потребоваться много больше времени!

Мне кажется, что об альтернативных вариантах говорить нет нужды.

Задания

  1. Демо 2020 (14). В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.

    В столбце A записан код округа, в котором учится ученик, в столбце B – фамилия, в столбце C – выбранный учеником предмет, в столбце D – тестовый балл.
    Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
    Выполните задание
    Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания:
    1. Определите, сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
    2. Найдите средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
    3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количеств участников из округов с кодами "В", "Зел" и "З". Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
    Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
  2. Демо 2020 [проект] (14). Дублирует Демо 2020 (14).
  3. Демо 2014-2019 (19). В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.

    В столбце A записан продукт; в столбце B – содержание в нём жиров; в столбце C – содержание белков; в столбце D – содержание углеводов и в столбце Е – калорийность этого продукта.
    Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.
    Выполните задание
    Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
    1. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число, обозначающее количество этих продуктов, в ячейку H2 таблицы.
    2. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Запишите значение в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
    Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
    Файл задания (xls)
  4. Демо 2013 (19). В электронную таблицу занесли информацию о грузоперевозках, совершённых некоторым автопредприятием с 1 по 9 октября. Ниже приведены первые пять строк таблицы.

    Каждая строка таблицы содержит запись об одной перевозке.
    В столбце A записана дата перевозки (от «1 октября» до «9 октября»); в столбце B – название населённого пункта отправления перевозки; в столбце C – название населённого пункта назначения перевозки; в столбце D – расстояние, на которое была осуществлена перевозка (в километрах); в столбце E – расход бензина на всю перевозку (в литрах); в столбце F – масса перевезённого груза (в килограммах).
    Всего в электронную таблицу были занесены данные по 370 перевозкам в хронологическом порядке.
    Выполните задание.
    Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
    1. На какое суммарное расстояние были произведены перевозки с 1 по 3 октября? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
    2. Какова средняя масса груза при автоперевозках, осуществлённых из города Липки? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее одного знака после запятой.
    Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
    Файл задания (xls)
  5. Демо 2012 (19). В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по математике и физике. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы.

    В столбце A указаны фамилия и имя учащегося; в столбце B – район города, в котором расположена школа учащегося; в столбцах C, D – баллы, полученные соответственно по русскому языку и математике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов.
    Всего в электронную таблицу были занесены данные по 263 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
    Выполните задание.
    Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
    1. Чему равна наибольшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся Майского района? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G1 таблицы.
    2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики Майского района? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку G2 таблицы.
    Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
    Примечание. При решении допускается использование любых возможностей электронных таблиц. Допускаются вычисления при помощи ручки и бумаги. Использование калькуляторов не допускается.
    Файл задания (xls)
  6. Демо 2011 (22). В электронную таблицу занесли результаты мониторинга стоимости бензина трех марок (92, 95, 98) на бензозаправках города. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:

    В столбце A записано название улицы, на которой расположена бензозаправка, в столбце B – марка бензина, который продается на этой заправке (одно из чисел 92, 95, 98), в столбце C – стоимость бензина на данной бензозаправке (в рублях, с указанием двух знаков дробной части). На каждой улице может быть расположена только одна заправка, для каждой заправки указана только одна марка бензина. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 бензозаправок. Порядок записей в таблице произвольный.
    Выполните задание
    Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:
    1. Какова максимальная цена бензина марки 92? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку E2 таблицы.
    2. Сколько бензозаправок продает бензин марки 92 по максимальной цене в городе? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку E3 таблицы. Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
  7. Демо 2010 (22). Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:

    В столбце A электронной таблицы записана фамилия учащегося, в столбце B — имя учащегося, в столбцах C, D, E и F — оценки учащегося по алгебре, русскому языку, физике и информатике. Оценки могут принимать значения от 2 до 5. Всего в электронную таблицу были занесены результаты 1000 учащихся.
    Выполните задание
    Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:
    1. Какое количество учащихся получило только четверки или пятерки на всех экзаменах? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку B1002 таблицы.
    2. Для группы учащихся, которые получили только четверки или пятерки на всех экзаменах, посчитайте средний балл, полученный ими на экзамене по алгебре. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку B1003 таблицы.
    Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
  8. Демо 2009 (22). После проведения олимпиады по информатике жюри олимпиады внесло результаты всех участников олимпиады в электронную таблицу. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:

    В столбце A электронной таблицы записана фамилия участника, в столбце B — имя участника, в столбце C — класс, в котором учится участник, в столбцах D, E, F и G — оценки каждого участника, полученные за каждую из четырех задач, предлагавшихся на олимпиаде. Всего в электронную таблицу были занесены результаты 1000 участников.
    По данным результатам жюри хочет определить победителя олимпиады и трех лучших участников. Победитель и лучшие участники определяется по сумме всех баллов, а при равенстве баллов — по количеству полностью решенных задач (чем больше задач решил участник полностью, тем выше его положение в таблице при равной сумме баллов). Задача считается полностью решена, если за нее выставлена оценка 10 баллов.
    Выполните задание
    Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла вам сообщат организаторы экзамена). После этого отсортируйте данную таблицу в порядке уменьшения результатов участников, то есть по уменьшению количества баллов, а при равном количестве баллов у участников — по уменьшению количества верно решенных задач. При этом первая строка таблицы, содержащая заголовки столбцов, должна остаться на своем месте. Полученную таблицу необходимо сохранить в каталоге под именем, указанным организаторами экзамена.


Copyright © 1993–2020 Мацкявичюс Д.А. Все права защищены.
Никакая часть сайта не может быть воспроизведена никаким способом без письменного разрешения правообладателя и явной ссылки на данный ресурс.